23 мая, 09:56
Католическая церковь, которая, как известно, категорически не приемлет любое использование презервативов, сейчас находится на пороге исторического перелома в отношении к этим средствам контрацепции и профилактики распространения половых инфекций.
Как предполагают наблюдатели, Церковь даст ограниченное разрешение на использование презервативов супружескими парами, если один из супругов болен СПИДом, для защиты здоровья второго партнера.
По данным источников, близких к Святому Престолу, документ, в котором будет высказана новая позиция Католической церкви, уже получил одобрение Совета по пастырскому попечению о здоровье. Он также должен быть одобрен Конгрегацией доктрины веры и, наконец, получить одобрение Бенедикта XVI.
До тех пор пока Папа не подпишет это постановление, его содержание будет недоступно общественности. Однако сам факт того, что обсуждение зашло так далеко, и полдюжины влиятельных кардиналов одобрили этот осторожный и аккуратно сформулированный документ, указывает на высокую вероятность перемен.
Новый подход Церкви был озвучен бывшим архиепископом Милана кардиналом Карло Мартини, которого многие либералы прочили в преемники Папе Иоанну Павлу II. По мнению кардинала Мартини, "использование средств профилактики в некоторых случаях представляет собой меньшее из зол. Существует особая ситуация, когда один из супругов болен СПИДом. Его долг - защитить своего партнера, и у них должна быть возможность защитить себя".
Между тем у Русской православной церкви в этом вопросе более мягкая позиция. Основным документом, который определяет отношение РПЦ к противозачаточным средствам, являются "Основы социальной концепции", принятые на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году. Документ этот излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Он также "отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами".
В разделе "Проблемы биоэтики", посвященном, в основном, искусственному прерыванию беременности, искусственному оплодотворению, трансплантологии и отношению к гомосексуальным связям, говорится, в частности, и о том, что "религиозно-нравственной оценки требует... проблема контрацепции".
"Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя", - говорится в документе. Таким образом, основная проблема здесь состоит в том, что Церковь никак не может одобрить искусственное прерывание человеческой жизни, ниспосланной Богом, даже когда речь идет о зародыше.
Что же касается неабортивных средств контрацепции, то Церковь здесь достаточно деликатно напоминает, что "христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза" и "намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом".
Как пишет итальянский журнал Panorama , первый прообраз презерватива изобрел в XVI веке итальянский анатом Габриэле Фалоппио: льняной мешочек, пропитанный солями и травяными настоями.
В те времена доминирующей практикой против "французской болезни" (сифилиса) было нанесение на гениталии масла и животного жира. В основе практики лежала идея о том, что болезнь проникает сквозь поры: таким образом, их следовало закрыть маслом или жиром. Случалось, что джентльмены того времени ходили на любовные свидания с золотой или серебряной коробочкой, наполненной свиным или каким-то другим животным жиром".
Если о контрацептивных средствах, которые использовались раньше, до нас дошло не очень много информации, то о презервативах сведений предостаточно. Презервативы появились в продаже в 1712 году в Утрехте, во время конференции, посвященной подписанию договора о завершении войны за испанское наследство.
В связи с присутствием на конференции чиновников и дипломатов, которых окружали "галантные дамы", возникла идея производства средств интимной гигиены из пленок и перепонок животного происхождения. Используемый в контрацептивных целях в шикарных борделях и "адюльтерных альковах", презерватив вскоре стал символом незаконного секса, окруженный ореолом греховности.
Презервативы использовали маркиз де Сад, Казанова, Джеймс Босуэлл (английский писатель XVIII века). Дурная слава этого профилактического средства привела к возникновению эвфемизмов: "английский редингот", "французское письмо". Термин "презерватив" появился впервые в одной рекламе, посвященной его гигиеническим и профилактическим свойствам.
В Венеции распространение презервативов, "небольших изделий из белой кожи, наподобие перчаток с тесемками", было запрещено из опасения, что нечестные люди будут их распространять среди девушек, защищая их от беременности и склоняя таким образом к проституции. Презервативы в то время применяли нечасто: многие считали, что это "от опасности защищает как паутина, а от удовольствия ограждает как броня". Кроме того, они были дорогими, поскольку их производство было очень трудоемким. До открытия процесса вулканизации резины в 1840 году презерватив изготовлялся из слепой кишки овцы.
Позднее с появлением других материалов (латекса) и более совершенных производственных процессов презерватив стал более надежным. Но это средство никогда не пропагандировалось как профилактическое от венерических заболеваний. В ходе Первой мировой войны опасения распространения среди солдат запрещенных сексуальных отношений привели к тому, что предпочтение отдавалось специальным антивенерическим наборам, в состав которых входила знаменитая мазь. Греховное приспособление было запрещено упоминать даже в энциклопедиях и словарях: до 1972 года слово "презерватив" отсутствовало даже в монументальном The Oxford English Dictionary.