Российская Информационная Сеть
1 июня, 14:57

"Белый рыцарь" спас московскую фабрику

"Белый рыцарь" спас московскую фабрику В практике слияний и поглощений есть профессиональные понятия: "белый рыцарь" и "черный рыцарь".

Ими обозначают стиль действия компаний, специализирующихся на поглощении активов. Объектами поглощений, как известно, чаще всего становятся слабые неэффективные предприятия, расположенные на дорогой московской земле.

"Черные рыцари" действуют по-черному - в их арсенале "маски-шоу", подделка реестров, подкуп судей и приставов - все то, что вызывает возмущение общественности, а правоохранительными органами трактуется как криминал. "Белые рыцари" действуют абсолютно законно и становятся собственниками активов путем скупки контрольного пакета акций или долей интересующего предприятия.

У предприятия, зарегистрированного в форме акционерного общества, есть две головы: менеджмент и акционеры. И если первые не справляются со своими обязанностями, то во власти вторых сменить управленцев. Зачастую приобретение акций предприятия - наиболее простой путь, по которому идет недружественный (в глазах неэффективного управленца), но подчеркнуто законный поглотитель. Именно он, на правах нового акционера, вправе реструктуризировать, оптимизировать или ликвидировать убыточный бизнес.

Вместе с этим, не каждое убыточное предприятие следует стирать с лица земли. Как правило, столичные муниципалитеты наделены специальными управлениями по экономической безопасности, которые и определяют важность того или иного объекта для социальной инфраструктуры. Это создает оптимальный баланс между бизнес-целями компаний-поглотителей и интересами города.

Хрестоматийный пример в этой связи - судьба московской тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева (МТФ), которая находится в Северо-Западном округе столицы, пишет "Комсомольская правда". Еще пару лет назад фабрика представляла собой стандартное предприятие текстильной промышленности "советского образца" - неэффективное, неконкурентоспособное, работающее на грани убыточности, обремененной серьезными социальными проблемами. Загрузка мощностей не превышала и половины, а само оборудование было изношено на 90%. У МТФ была реальная перспектива пополнить список закрывшихся и неработающих текстильных предприятий Центра России.

В 2003 году фабрикой Петра Алексеева как неэффективным активом заинтересовалась инвестиционная компания "Росбилдинг", которая, приобретя контрольный пакет, первоначально хотела закрыть фабрику, а здание перепрофилировать. Несколько сот сотрудников МТФ оказались перед угрозой увольнения. Так как ситуация грозила социальным взрывом, в нее вмешались московские власти - в свое время об этом конфликте много писали СМИ. "Росбилдинг" тогда пошел навстречу интересам города и сохранил производство (хотя формально как собственник мог этого не делать) и не только сохранил, но и сделал его конкурентоспособным, внедрив эффективный менеджмент и инвестировав средства в модернизацию. 3,5 миллиона росбилдинговских долларов пошли на погашение всех задолженностей, копившихся чуть ли не со времен ткача-революционера Алексеева и на закупку отличного оборудования от таких именитых в текстильной отрасли фирм как "Мат" и "Бизио" (Италия), "Кранц" и "Текстима" (Германия), "Бефама" (Польша) и т.д.

Рассказ о том, как на МТФ в лице "Росбилдинга" пришел "белый рыцарь" и поднял производство, мог бы показаться рекламным "заказом", если бы не конкретные показатели, которые за два года улучшились в разы. Ассортимент продукции обновился на 80%, предприятие увеличило долю на рынке, поднявшись с 5-го на 2-е место в отрасли, средняя заработная плата увеличилась на 62%, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней составил 180%, в том числе в городской бюджет - 196%.

Ткани МТФ, на которые три года назад никто не смотрел в виду их невзрачности (хотя по составу сырья они всегда были лучше итальянских), ни только стали востребованы на рынке, но и нашли свое применение в коллекциях одного из ведущих российских кутюрье Вячеслава Зайцева. Но одной из текстильных выставок он подошел к стенду МТФ и, дотронувшись до образцов, вдохновился на новую коллекцию pret-a-porte de luxe 2006 "Тайны Соблазна". Теперь в пальто от Зайцева& Алексеева щеголяют самые завзятые модницы.

Пример фабрики им. Петра Алексеева демонстрирует не только то, что поглощение предприятия способно стать мощным стимулом к развитию его профильной деятельности, но и то, насколько по-разному можно управлять одним и тем же активом.

nbsp;RIN 2000-