10 июня, 19:45
Знаменитый экспресс "Красная стрела" отмечает сегодня свой юбилей. Первый поезд из Москвы в Ленинград отправился в ночь на 10 июня 1931 года.
Тогда он состоял из 12 классных вагонов, динамометрического вагона, ведущего записи о ходе поезда, и паровоза Л-119. Экспресс отошел от Московского вокзала в 1 час 30 минут и подошел к Ленинградскому вокзалу Москвы в 11 часов 30 минут. Расстояние в 650 километров было преодолено за 9 часов 50 минут, что по тем временам считалось огромным достижением.
Интересно, что на обратном пути из Москвы с поездом случилось небольшое ЧП. Примерно в ста километрах от Москвы, в районе станции Завидово, у одного из спальных вагонов загорелся подшипник. Поезд пришлось остановить и вагон отцепить. Неисправность быстро ликвидировали, а 30-минутную неплановую задержку удалось нагнать на одном из участков, где была разрешена скорость 100 километров в час. В Ленинград поезд прибыл точно по расписанию. С тех пор он стал регулярно курсировать в столицу и обратно, радуя пассажиров своей точностью.
Сегодня, как 75 лет назад, "красный экспресс" является символом комфорта и пунктуальности. По просьбам пассажиров скорость движения поезда решили оставить прежней. "Это сделано для того, чтобы сохранить подлинную атмосферу исторического экспресса", - сообщает программа "Вести".
Историки утверждают, что название "Красная стрела" произошло не от цвета вагонов поезда. Слово "красный" имело смысл "красивый". А вот вагоны изначально были синего цвета. Если бы не Александр Иванов, один из первых начальников поезда, стрела могла бы так и остаться синей. Именно ему принадлежит идея перекрасить их в красный.
"Красная стрела" - первый фирменный поезд России. Ее любят за комфорт, гостеприимство и неизменную пунктуальность. Именно здесь впервые в истории совет?ских железных дорог был создан вагон спальный вагон. Для этого четырехместные купе работниками депо усовершенствовались: верхние полки сняли, на их место повесили зеркала и светильники. Отличалось, по сравнению с другими поездами, и съемное оборудование. Впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В одном из вагонов был телефон, по которому можно было вести даже междугородные переговоры. Для этого на длительных стоянках в Бологое, Окуловке и Малой Вишере к составу подсоединяли специальный разъем.
Дальнейшие планы повышения уровня сервиса поезда нарушила война. 22 июня 1941 года регулярное движение "Красной стрелы" было прервано. Для сохранения составов роскошного поезда один из них поместили в специальное депо на Обводном канале, другой же, вместе с маленькими детьми, был эвакуирован на станцию Цирульск. Все съемное оборудование - белье, одеяла, ковры, хрустальные графины, зеркала - тоже было надежно укрыто. "Стрела" не ходила более тысячи дней.
14 января 1944 года Ленинград отпраздновал победным салютом прорыв фашистской блокады, а уже 20 марта новый состав из 11 вагонов, паровоза и зенитной платформы отправился в Москву. С тех пор "Красная стрела" не прерывала свой полет между двумя российскими столицами, не опаздывала, не нарушала графика движения, сообщает "Российская газета".
На сегодняшний день "Красная стрела" - один из лучших поездов страны. Это официально было подтверждено в ходе общесетевого Всероссийского конкурса на лучший отечественный фирменный поезд, состоявшегося в апреле 2006 года в Санкт-Петербурге. "Красная стрела" получила "Гран-при".
Сегодня это самый популярный поезд на линии Санкт-Петербург-Москва. Сервис в нем - один из лучших на российских железных дорогах, с каждым рейсом "Красная стрела" совершенствует его уровень. Единственное, что было и остается неизменным, время отправления: 23.55 - за пять минут до наступления нового дня, который пассажиры встретят уже в дороге.