16 июня, 15:58
В одной из московских психиатрических клиник исследовали только что поступивших больных с острой формой шизофрении. С помощью так называемых карт Зенера и генератора случайных чисел проверяли, насколько у них развиты интуиция и ясновидение.
В первом случае надо было "увидеть" рисунок под рубашкой карты - круг, треугольник и т. д. А во втором - угадать, какие цифры выпадут. Результат удивил. При норме случайного угадывания в 20 - 30 процентов суммарное количество правильных ответов по тестам у сумасшедших достигало 86 - 92 процентов!
Однако уже через десять дней после начала лечения количество правильных ответов падало до нормы.
Исследователи сделали вывод: по мере выздоровления сверхъестественные способности исчезают. Так, может быть, и гениальность - это форма помешательства?
- Я более шестидесяти лет своей жизни с почти одинаковой страстью увлекался генетикой и историей, - рассказывал ныне покойный доктор биологических наук, профессор, заведующий отделом генетики московского НИИ психиатрии Владимир Эфроимсон. - Прочтя тысячи книг по истории, сотни биографий великих людей, просмотрев десятки энциклопедических справочников, я в итоге увидел: за все время существования человеческой цивилизации известно около 400 людей, сыгравших значимую роль в истории. Обратил внимание и на то, что среди великих мира сего довольно часто - чаще, чем среди остальных людей, - встречаются наследственные болезни. И психические отклонения - в более или менее ярко выраженной форме - стоят на первом месте. По какому-то странному стечению обстоятельств срабатывает страшный парадокс: чем безумнее личность гения, тем более совершенны его творения.
Диагнозы великих
Живописец Исаак Левитан: маниакально-депрессивный психоз
Вы заметили, что ни на одной картине Левитана нет даже легкого очертания фигуры человека - только природа. Причина проста - он жутко боялся и ненавидел людей. Контакты с ними давались ему с большим трудом. Лишь на некоторых из полотен есть фигуры людей. И то не его кисти, а его друзей.
У Чуковского синдром Марфана проявлялся большим выбросом в кровь адреналина - мощного стимулятора интеллектуальной деятельности.
Художник не мог контролировать свое настроение. Его терзали приступы тоски и отчаяния, из-за которых он несколько раз пытался окончить жизнь самоубийством. Когда же депрессия проходила, он становился чрезмерно весел и дурачился, как ребенок. С каждым годом эти просветы становились все короче. Но свои самые лучшие солнечные пейзажи, как это ни парадоксально, он написал в состоянии глубокой депрессии. Этому есть медицинское объяснение: у творческого человека во время работы в кровь поступают эндорфины, которые обладают успокаивающим действием.
Схожими болезнями страдали Лев Толстой, Зигмунд Фрейд, Рудольф Дизель, Иоганн Вольфганг Гете, Клод Анри Сен-Симон, Иммануил Кант, Чарльз Диккенс.
Сказочник Ганс Христиан Андерсен: неврастения
Мучился от маний: боялся болезни, пожара, кораблекрушения, высоты, опоздать на поезд, потерять паспорт, забыть важные бумаги в книгах, оставить свечи непогашенными, принять ошибочную дозу лекарства и что письма попадут не в тот конверт. Постоянно был крайне встревожен.
Однажды во время путешествия, когда его друг опоздал на полчаса, он нашел писателя в полном изнеможении и глубоком отчаянии. За это время Ганс вообразил целую историю в деталях - от гибели друга до организации его похорон. Говорили, что он мог целый день сидеть дома и плакать. Из-за боязни женщин остался девственником, удовлетворяя свои эротические потребности мастурбацией и чувствуя себя при этом виноватым. Испытывал повышенную утомляемость и раздражительность.
Этой же болезнью страдали Карл Маркс, Владимир Бехтерев, Михаил Зощенко.
Во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба. Мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По его словам, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен. Кульминацией болезни, во время которой у него часто нестерпимо болела голова, стало то, что он сам себе отрезал ухо. Вообще шизофреник создает мир, непохожий на тот, где живет большинство людей. То, над чем обычный человек смеется, у шизофреника может вызвать гнев. В его голове сосуществуют несовместимые вещи, антагонизма которых он не сознает. Часто он наделяет все происходящее необычным, чаще зловещим смыслом и верит, что постижение этого смысла доступно только ему.
Этой же болезнью страдали Николай Гоголь, Микалоюс Чюрленис, Александр Дюма-сын, Эрнест Хемингуэй, Альбрехт Дюрер, Сергей Рахманинов.
За гранью таланта
И вот краткие выписки из "истории болезни" других великих, которые на основании автобиографии, мемуаров и воспоминаний современников составил автор книги "Безумные грани таланта" кандидат медицинских наук Александр Шувалов.
Лопе де Вега, Александр Дюма-отец, Вольфганг Амадей Моцарт: гипоманиакальный психоз
Они по нескольку дней могли находиться в плену радужных бредовых иллюзий, когда их переполняла энергия. На самом деле их внимание, необходимое для плодотворной работы, в эти моменты было расконцентрировано. Они становились развязны, фамильярны и суетливы. Потом эта эйфория быстро сменялась раздражительностью, грубостью и чванливостью.
Нострадамус, Жан Батист Мольер, Александр Блок: эпилепсия
Припадки сменялись помрачением сознания и сомнамбулизмом. Часто возникали бред и галлюцинации. Страх и тоска сменялись безудержным весельем. Со временем менялась их личность: ослабевала память, уменьшался запас слов, появлялись признаки слабоумия.
Георг В. Ф. Гегель, Густав Малер, Морис Равель: синдром навязчивости
Они либо терзались преследующими их мыслями, которые они воспринимали как неприличные или вздорные, либо им приходилось против воли повторять одни и те же действия, например, мытье рук или постоянное приглаживание волос.
Франсиско Гойя, Жак Луи Давид, Жорж Пьер Сера: эпилептоиды
У этих людей отмечалась повышенная авторитарность и склонность к сверхценным идеям.
Леонардо да Винчи страдал синдромом Морриса, что проявлялось в его безудержной сексуальности.
Оноре де Бальзак, Всеволод Мейерхольд, Мэрилин Монро: истеричные психозы
Психопаты этой группы с болезненной маниакальностью стремятся обратить на себя внимание окружающих.
Призрачные голоса
Неужели нашу цивилизацию создали и двигают вперед люди с психическими отклонениями?
- Не исключено, - считает психолог Дмитрий АЗАРОВ. - Ведь не случайно слова "мания" в греческом языке, "мешуган" в еврейском, "ниграта" на санскрите означают одновременно и сумасшествие, и пророчество. Например, и у великого Сократа был невидимый "демоний", который давал ему советы в трудную минуту. Конечно, не все сумасшедшие - гении. Но знаменитый итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в одном из своих научных трудов отмечал: многие великие обладали ярко выраженными странностями. Их озарения нередко сопровождались "голосами", диктующими стихи, музыку или формулы. Чем не гипоманиакальный психоз?
По мнению немецкого психолога Эрнста КРЕЧМЕРА, "среднестатистический" гений представляет собой психопатичную личность со сверхчувствительными нервами, бурными аффективными реакциями, малой способностью к приспособлению, постоянными капризами и перепадами настроения, раздражительностью и обидчивостью. После таких характеристик даже не знаешь - хорошо ли быть гением? И, может, не стоит жалеть, что твои дети родились уравновешенными и хорошо чувствующими себя людьми, пусть они даже будут кондитерами или сантехниками? Ведь гениальным можно быть в любой профессии.
МНЕНИЕ МЕДИКА
Бремя потомков
Кандидат медицинских наук Георгий ВОЛОШЕВ:
- Есть мнения психиатров, что выдающиеся люди чаще рождаются в семьях, где предки по одной линии проявляли одаренность, а по другой - были психически ненормальными. Оба эти качества через поколения накапливались в подсознании потомков. И в итоге наступал момент, когда в одном из отпрысков сила скопившейся одаренности и болезни достигала "критической массы" - тогда и рождались Тургенев или Бетховен. Душевная болезнь в жизни таких личностей выполняет роль ключа, открывающего темницу подсознания, откуда вместе с врожденной шизоидностью выплескиваются яркие идеи и образы.
МНЕНИЕ ГЕНЕТИКА
Научный сотрудник Центра генетических исследований Петр ГАЛУШНЫЙ:
- Предрасположенность к шизофрении есть у одного человека из каждых ста. Но генетический фактор, который из больного человека делает гения, срабатывает крайне редко. Момент попадания в яблочко не вычислил пока ни один генетик. Но один плюс у этих сумасшедших есть неоспоримый: они чертовски привлекательны для дам. Срабатывает харизма и всеобщее внимание, которое стимулирует сексуальную энергетику. Да и богемный образ жизни им позволяет часто менять муз. Главное - не попасть в их волну депрессии.
МНЕНИЕ АСТРОЛОГА
Рожденные в 1991-м еще себя покажут
Астролог Павел МАШКОВ:
- Согласно кармической астрологии человек должен прожить много жизней, чтобы в конце концов стать гением. В конце ХХ - начале ХХI века. эра Рыб перешла в эру Водолея. В это время была высока вероятность рождения гениальных личностей. Их уже надо искать среди родившихся в 1991-м.
КСТАТИ
Какими еще болезнями страдали великие?
Профессор Владимир ЭФРОИМСОН отметил еще несколько биологических факторов, которые действуют как естественные "допинги" гениальности.
ПОДАГРОЙ страдали Колумб, Лютер, Кальвин, Годунов, Тургенев, Бетховен, Монтень, Бэкон, Микеланджело, Рубенс, Рембрандт, Мопассан, Стендаль, Ренуар.
Проявления заболевания. Подагра вызвана повышенным уровнем мочевой кислоты в крови. Организм обычных людей в норме содержит ее около одного грамма на миллилитр, а у подагрика ее 20 - 30 граммов. При многолетнем избытке кислоты в крови откладываются ее кристаллы - тофусы, которые вызывают сильнейшие боли в больших пальцах ног и образование плотных выступающих отложений в хрящах. Кислота действует так же возбуждающе, как кофеин и теобромин, содержащиеся в кофе и чае. Это стимулирует мозг.
СИНДРОМОМ МАРФАНА мучились Линкольн, Андерсен, Чуковский, де Голль, Кюхельбекер, Тесла.
Проявления заболевания. Синдром в обычной популяции встречается один раз на сто тысяч. А среди гениев - в десять раз больше. Проявляется болезнь большим выбросом адреналина - мощным стимулятором интеллектуальной и физической деятельности. Внешне синдром проявляется непропорциональной фигурой: очень высокий рост, длинные, тонкие конечности при относительно коротком худощавом туловище. Длинные, перегибающиеся назад пальцы. Хрусталик глаза вывихнут, поэтому глаза немного косят.
С СИНДРОМОМ МОРРИСА родились Жанна д?Арк, Цезарь, Леонардо да Винчи, Оскар Уайльд, Чайковский, Эйнштейн, Рафаэль, Гете, Петр I, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Бальзак, Гейне.
Проявления заболевания. Повышенное содержание половых гормонов - андрогенов - рождает безудержную сексуальность. И не всегда - к противоположному полу. Скрытым гомосексуалистом был Леонардо да Винчи. Оскар Уайльд любил мальчиков, но при этом был женат. Холостой Чайковский 25 лет жил со своим лакеем и имел множество любовников. Гете в 80 лет женился на 18-летней девушке. Но это самые мягкие проявления болезни. В основном синдром проявляется во влечении к кровосмешению с матерью или тяготению к женщинам, намного их старше.
Что касается женщин, то у них более сложная ситуация. Как нам сообщили в Республиканском центре репродукции человека, у женщин с таким диагнозом отсутствует детородный орган - женская матка. А влагалище представляет собой как бы глухой карманчик длиной всего лишь несколько сантиметров. На месте женских яичников расположены мужские яички - они как будто искусственно встроены внутри. Забеременеть они не могут, но страсть к сексу имеют неимоверную. Таким образом, женщины, страдающие синдромом Морриса, на 30 процентов являются мужчинами, и поэтому их называют псевдогермафродитами. Одно успокаивает, что с этой болезнью рождаются лишь пятеро из ста тысяч женщин.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Профессор Эфроимсон подсчитал, что гении рождаются один на 10 тысяч, а становятся - один на 5 - 10 миллионов. Это означает, что уже сегодня, в начале ХХI века, около ста тысяч людей на миллиард жителей планеты могли бы развиться до уровня гения. Но, как убеждают психологи, никакие биологические "допинги" вроде редких болезней не срабатывают, если гения не любят, плохо воспитывают и скверно обучают. Это как семечко растения прекрасного сорта и качества, за которым если не ухаживать, то оно погибнет.