13 июля, 10:55
Индонезийские СМИ в четверг сообщают об увольнении в отставку главы директората Минсельхоза по ветеринарии Шамсула Бахри (Sjamsul Bahri).
В качестве причины называется неспособность высокопоставленного чиновника справиться с пандемией птичьего гриппа среди более чем миллиарда насчитывающихся в стране кур. По словам главы директората птицеводства Минсельхоза Матура Рияди (Mathur Riyadi), лишь за первые три месяца текущего года в "стране трех тысяч островов" от птичьего гриппа умер уже один миллион птиц по сравнению с 1,2 миллиона за весь прошлый год.
Чрезвычайно высока смертность и среди людей: на этот момент скончался 41 из 54 жителей страны, факт заражения которых именно вирусом H5N1 был подтвержден курируемой ВОЗ гонконгской лабораторией, и по этому показателю Индонезия уже почти догнала занимающий пока первое место в мире Вьетнам (42 смерти).
Такое впечатление, что Индонезию пока спасает лишь то, что подавляющему большинству людей вирусом птичьего гриппа заразиться все еще очень трудно. Даже "просто невозможно", считает представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Джакарте Стивен Бьорг (Steven Bjorge). Но это пока нет устойчивой мутации возбудителя болезни в легко передающуюся от человека к человеку форму, что может произойти среди разбросанных по тысячам островов миллионов зараженных вирусом индонезийских цыплят в любой момент.
Надежды на разрабатываемые кое-где в мире вакцины для людей бессмысленны: они предназначены для защиты именно от нынешнего штамма H5N1 - он еще не мутировал, и никто не знает как именно он мутирует. Кроме того, даже если вакцина от мутанта каким-то чудом будет разработана, и если бросить на ее производство все мощности всех имеющихся в мире соответствующих производств, за год удастся изготовить всего 900 миллионов доз, считает ВОЗ. Обойдется же эта затея в такие суммы, что и подумать страшно.
Опубликованная в конце мая разработанная ВОЗ "стратегия быстрого реагирования и сдерживания" детально расписывает меры, которые будут предприняты в случае мутации вируса в форму, способную быстро распространяться среди людей.
"Успех стратегии сдерживания зарождающейся вирусной пандемии полностью зависит от временного элемента", - подчеркивается в ней.
"Математические модели продемонстрировали, что основывающаяся на массированном применении антивирусных средств стратегия сдерживания имеет шанс на успех лишь в том случае, если те будут применены на протяжении 21 дня с момента своевременного выявления первого случая", - говорится далее в документе.
Стране, где произошло возникновение первого кластера, следует поставить об этом в известность ВОЗ в течение суток с момента обнаружения. После этого сертифицированная ВОЗ лаборатория должна подтвердить факт мутации вируса в угрожающую пандемией среди людей форму в течение следующих 24 часов.
Пока же на это в Индонезии реально требуется не менее недели. Образцы с мест отправляются в Джакарту, а оттуда - в курируемую ВОЗ лабораторию в Гонконге.
В частности, обращает на себя внимание тот факт, что последняя из подтвержденных ВОЗ жертв вируса среди индонезийцев - мальчик из провинции Восточная Ява - поступил в больницу еще 8 июня, а умер 16-го, тогда как официальное подтверждение курируемой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) лаборатории в Гонконге о том, что причиной его смерти стал именно вирус H5N1, было получено более чем две недели после его смерти.
Да, Индонезия планирует поднять уровень лаборатории расположенного в Джакарте Национального института исследований и развития здравоохранения (НИИРЗ - National Institute of Health Research and Development Laboratory) до требуемого ВОЗ третьего уровня "биологической безопасности", и тогда окончательное подтверждение уже можно будет получать внутри самой страны. Более того, по мнению микробиолога из курируемой ВОЗ гонконгской лаборатории Лео Пуна (Leo Poon), получаемые в последние два года индонезийскими медиками результаты уже сейчас почти зеркально отражают делаемые затем в Гонконге окончательные выводы.
Но в реальных условиях Индонезии несколько дней часто требуется только для доставки образцов в столицу с какого-нибудь отдаленного острова. И этот срок никак не может быть сокращен уже хотя бы потому, что аэродромы имеет лишь незначительная часть из примерно шести тысяч обитаемых островов страны.
К тому же, на этот момент, отмечает Бьорг, лишь семь из каждых 50 случаев заражения людей становятся известны в течение 48 часов. Остальные - намного позже.
Но вернемся к разработанной в Женеве стратегии. После лабораторного подтверждения ВОЗ обратится к изготовителю средства для лечения птичьего гриппа Тамифлю (Tamiflu) швейцарской корпорации Рош (Roche), передавшей в дар этой организации запас в три миллиона доз этого средства, с просьбой подготовить данный запас к отгрузке и держать его наготове. В случае запроса о помощи в ближайший к зоне вспышки международный аэропорт лекарство должно прибыть еще через сутки.
Интересно, а в ВОЗ представляют себе, сколько времени потребует одно лишь обеспечение коридора для пролета самолетов с лекарством от Швейцарии до Индонезии? Да и "международный аэропорт" может быть отдален от реального эпицентра зарождающейся пандемии сотнями километров джунглей, гор и болот...
"Случаи заражения людей и возникновения кластеров будут происходить в Индонезии все время, пока птичий грипп сохраняется в птице", - говорит глава Национальной комиссии по контролю за птичьим гриппом Баю Кришнамурти (Bayu Krisnamurthi).
Учитывая, что, как было показано, победы над вирусом в животных в обозримом будущем ждать не приходится, это означает, что люди будут продолжать умирать.