14 июля, 10:11
В 24 года Герман Стерлигов стал самым молодым постсоветским миллионером. Сейчас ему 39 лет, он скромно живет в деревне - потому что считает, что деньги лишены смысла
Жеребец Кабул остановился. Удила измучили его. Ко всем своим несчастьям он должен терпеть еще одного всадника, которого на него водрузил его хозяин. Дороги под Можайском, в 140 км к западу от Москвы, размыло дождями. Джип может здесь завязнуть. Поэтому Герман Стерлигов, гостеприимный хозяин и новый фермер по своим убеждениям, отправил помощника на лошади встретить корреспондента в деревне Еремеево, где последний намек на проселочную дорогу окончательно теряется в зеленом бездорожье.
Стерлигов, в прошлом один из самых богатых людей России, обосновался в получасе езды на лошади от деревни Еремеево посреди нетронутого леса. Кабул радостно ржет, когда мы подъезжаем к его родной деревне, где хозяин колет дрова на зиму.
Герману Стерлигову 39 лет, по православной традиции он отпустил бороду. Грубые штаны заправлены в такие же грубые сапоги. И только элегантные очки напоминают о том, что в жизни этого человека были и другие времена. Стерлигов, ставший в 24 года самым молодым миллионером в постсоветской России и одним из самых успешных людей 90-х годов прошлого века, порвал с цивилизацией.
Сейчас он неохотно говорит о своей прошлой жизни, о деньгах, о замке в Бургундии и своей жизни на Рублевке, шоссе богачей на окраине Москвы.
Свои деньги он заработал в фирме "Алиса", названной так в честь кавказской овчарки Стерлигова. Ее потомки охраняют сейчас небольшое поместье, дома в котором построены из грубо обтесанных бревен. Спустя три недели после основания фирмы в 1991 году Стерлигов стал миллионером. Многие считают, что это произошло благодаря его связям с политбюро и КГБ.
Почему он оставил комфортную жизнь? "Я быстро, быстрее, чем другие, понял, что деньги не приносят счастья, - философски рассуждает бывший миллионер. - Много денег - это бессмысленно, это мешает тебе жить по-человечески".
Но главной причиной его разрыва с прошлым стало осознание им того, что в городе он "не смог бы воспитать из своих детей нормальных людей". "Мои дочки стали бы в школе проститутками, а сыновья - негодяями". Потому что в городе они были бы окружены "наркотиками, пьянством и распутством".
Сегодня Рублевка является для него синонимом гетто. "Это было почти как в тюрьме, богатой, но все равно тюрьме". И вот однажды он продал все, что у него было, оплатил свои долги и вернулся к своим корням. Здесь на лесной поляне стоял дом его бабушки.
Стерлигов не единственный в истории России, кто стал затворником. Таких отшельников было множество. Подобно ему они были преисполнены архаичными, национальными и религиозными понятиями о морали и чести. В XIV-XV веках такие люди строили монастыри в непроходимой глуши. Например, иноки Кирилл и Ферапонт. Они покинули Москву 600 лет назад и в паре сотен километров к северу, рядом с Вологдой, основали монастырь.
Герман Стерлигов, может быть даже и неосознанно, идет по их стопам. Вот уже три года семья Стерлиговых живет уединенно. Их первый дом, который был больше нынешнего, сгорел. "Завистливые соседи", - говорит Герман. С того времени он вооружился. Калашников, охотничье и помповые ружья развешены на стене гостиной.
Его жена Лена, на которой он женат 17 лет, дочь Пелагея (16 лет), сыновья Арсений (9 лет), Сергей (5 лет), Пантелемон (3 года) и маленький Михей, которому всего несколько месяцев, разделяют с ним его образ жизни. Лена вначале сомневалась. Но сейчас она довольна их уединением. "Город ограничивает душу". Герман с гордостью смотрит на жену, одетую в обязательное для женщин в семье Стерлиговых длинное платье, ее голова покрыта платком. Для женщин в брюках дорога в его дом закрыта. "Раньше она была самой прекрасной из всех женщин на приемах, сейчас она самая лучшая в хозяйстве", - хвалит ее супруг. Лена помешивает рыбный суп.
У Стерлиговых есть лошади, коровы, свиньи, куры, овцы и гуси. Они производят собственный квас и вплоть до мелочей обеспечивают себя самостоятельно. Они позволяют себе только удобства, связанные с использованием сельскохозяйственной техники. У них есть тягач, генератор, плуг и джип. Радио и телевизор они слушают и смотрят так же редко, как и читают газеты. Они охотно принимают наш подарок - 20 литров дизеля. "Бензин и дизель здесь являются такой же солидной валютой, как евро и доллары на Рублевке", - утверждает Стерлигов.
Если оглянуться на его прошлое, то сейчас кажется неправдоподобным то, что у него нет денег. Но Герман уверяет, что он отдал все на политику. Он несколько раз принимал участие в выборах, хотел стать то мэром, то губернатором в Сибири. В 2004 году он даже пытался поучаствовать в президентских выборах. Но он был исключен - несправедливо, считает сам Герман, - из предвыборной борьбы.
Его программа? "Все очень просто: запретить аборты и ввести смертную казнь для тех врачей, которые их делают", - говорит глава семейства. Если бы в России ежегодно не делалось 8 млн абортов, в стране не было бы такой плачевной ситуации с демографией. Нация вымирает. И тогда будет уже не важно, насколько эффективна производительность концерна "Уралмаш" или сколько миллионов утекло в Швейцарию. В стране слишком высокая численность абортов, поскольку этот вид операции стал использоваться как средство контроля рождаемости. И это происходит, в том числе, из-за того, что в школах царит аморальная атмосфера. Дети Стерлигова учатся на дому. Он хочет уберечь их от пагубного влияния и выступает за поднятие морали.
Неудавшийся кандидат в президенты знает, как это сделать: "Нужно просто запретить то, что аморально". А что является аморальным, должен определять тот, что стоит во главе государства. На прощание Герман Стерлигов протягивает свою визитку - отголосок из его прошлой жизни. В качестве сферы деятельности там обозначено - "животновод и птицевод".