Российская Информационная Сеть
26 июля, 00:59

В репортажах о конфликте Израиля и "Хизбаллы" СМИ подтасовывают факты

В репортажах о конфликте Израиля и "Хизбаллы" СМИ подтасовывают факты После эфира на Эхе Москвы спускаюсь в вестибюль, а там охранники здания как раз смотрят программу "Вести" на РТР, восьмичасовый выпуск. И в нем, разумеется, полыхает пламенем Бейрут, под закадровый бубнеж диктора про очередные зверства израильской военщины.

И показывают вот эту сцену, только в движении (фото 1)

До боли знакомые кадры. Да только есть с ними одна беда. Это архивная съемка за 14 февраля 2005 года. Сделана она в самом центре Бейрута - там, где ни один израильский снаряд по сей день не упал. Огонь и разрушения - это результат взрыва 300 килограмм пластиковой взрывчатки C4, с помощью которых сирийцы и их друзья убили ливанского премьер-министра Рафика Харири, а заодно и еще 16 человек возле бейрутской гостиницы St George. Которая с тех самых пор стоит разрушенная - ждет документалистов, которые приедут ее снимать как место свежей израильской бомбежки...

Я б не стал на этом примере задерживать свое внимание, если б это был единичный случай, но увы, видеоряд "гуманитарной катастрофы в Ливане" приносит подобные сюрпризы ежедневно. Без оценки доступных фактов любой разговор о "соразмерности" израильского ответа Хизбалле - беспредметен.

На ливанских фотоснимках агентств за последнюю пару недель мы видим множество разрушенных многоквартирных домов в Бейруте. Кому лень думать, тот спешно принимает увиденное за зверства израильской военщины - благо подписи, подклеенные в редакциях фотослужб за тысячи километров от места съемки, к этому призывают. Как на этом, например, снимке корреспондента Associated Press Пьера Бу Карама, мы видим жуткие разрушения (фото 2). Согласно подписи - следствие воздушных атак Израиля (following Israeli airstrikes at the main Mar Mikhail crossroads in southern Beirut).

Вспоминаем московские взрывы жилых домов на Каширке и в Печатниках, и возникает естественный вопрос: как при столь варварской бомбардировке жилых районов Бейрута число погибших во всём Ливане могло составить 360 человек за 11 дней, включая и столицу, и юг страны?!

Ответ один, и он на поверхности: разрушенные дома, которые нам предъявляют как следствие нынешних израильских бомбежек, на самом деле являются наследием гражданской войны, раздирающей "ближневосточную Швейцарию" уже больше 30 лет. Снимки этих домов, сделанные до начала нынешних событий, можно без труда обнаружить в Интернете (фото 3).

Кстати, история разрушения некоторых из этих зданий даёт более реалистическое представление про цифры потерь, которые могли бы случиться, попади в одно из них израильская бомба.

На этом снимке мы видим руины четырехэтажного здания, при подрыве которого террористом-самоубийцей в октябре 1983 года в одночасье погибло 299 человек.

Рассмотрим еще два медийных мифа, связанных с происходящими бомбардировками.

Каждый день критики контртеррористической операции в Ливане твердят нам о том, что израильские воздушные удары направлены на разрушение инфраструктуры этого государства. Слово, конечно же, очень красивое, иностранное, и в принципе, некая полуправда тут содержится. Действительно, инфраструктура Ливана страдает, и странно, если бы этого не случалось. Когда бомбят используемые Хизбаллой пути доставки боеприпасов, дороги и мосты при этом, естественно, разрушаются. Неудивительно, если при подрыве складов и грузовиков со взрывчаткой страдают близлежащие ЛЭПы. Это некоторая неизбежность. А большая ложь заключается в том, что Израиль разрушает ливанскую инфраструктуру преднамеренно, что в этом состоит цель его операций.

Хизбалла, очевидно, потратила немало сил за последние 6 лет для того, чтобы спрятать свои арсеналы и пусковые установки в бункеры, замаскировать под гражданские объекты, укрыть в толще густонаселенных районов. Но гражданские инженеры-строители в Ливане никаких таких ухищрений не предпринимали. Поэтому если бы задача по выведению из строя гражданской инфраструктуры действительно была поставлена перед чьей бы то ни было авиацией (израильской или сирийской - в данном случае совершенно неважно), ее решение заняло бы от силы полдня, за которые вся Республика Ливан в одночасье может лишиться и электроэнергии, и топлива, и любых запасов питьевой воды, а дальше уже нет нужды разрушать ни аэропорты, ни порты, ни дороги с мостами... Следствием такого удара явилась бы гуманитарная катастрофа неслыханных масштабов, которая пойдет очень на руку Хизбалле, трубящей про "катастрофу" в Ливане, но совершенно не нужна Израилю. Не случайно поэтому основная масса сообщений об израильских атаках на критические объекты ливанской инфраструктуры поступает со ссылкой на принадлежащий Хизбалле телеканал Аль-Манар, и другими источниками не подтверждается.

Последний сюжет, который хочется рассмотреть - беженцы в Ливане и из Ливана. Их численность называется то со ссылкой на ООН, то вовсе без никакой ссылки. Цифры скачут, как белка в хворосте: то 300 тысяч человек, то 500, то 600 или 700, а российские коммунисты, собирающие народ на митинг перед ливанским посольством, добрехались уже до миллиона. Не удивлюсь через неделю прочитать где-нибудь оценку, превышающую численность населения Ливана.

При этом никто нам не может сообщить, кто, где и как именно считал тех беженцев. Точно так же, как никто нам не в состоянии показать картинку. Мне кажется, что такого просто не может быть: сотни тысяч людей, четверть населения страны, оставшихся без крова, ночующих в чистом поле, кочующих по разбомбленным дорогам, передвигающихся в колоннах по несколько тысяч автомобилей, уплывающих флотилией на Кипр или в Сирию - это такой видеоряд, мимо которого не мог бы пройти ни один фотограф, ни один телеоператор. А картинки-то и не видать. По запросу к фотогалереям Reuters, AP и AFP фотографии встречаются ужасные, но никакой массовки крупней 20-30 человек в кадре не заметно. Меж тем, как выглядят толпы, колонны и лагеря беженцев, когда счет их идет хотя бы на десятки тысяч, достаточно хорошо известно: к сожалению, история Ближнего Востока (включая и историю Ливана) подобными трагедиями богата, и видеоряд накоплен достаточно обильный.

Я не пытаюсь сказать, что в Ливане никто не стал беженцем в результате израильских бомбардировок. Я убежден, что тысячи людей вынуждены были оставить свои дома, и нашли временное пристанище в тех районах страны, где нет военных объектов Хизбаллы, и не предвидится израильских авианалетов. Еще тысячам удалось перебраться в близлежащие страны. Но смущает циничная подтасовка цифр (увы, не новая в истории региона, достаточно вспомнить подтасовки данных о численности палестинских беженцев, покинувших Палестину в 1947-49 годах). И не приходится сомневаться в откровенно заказном, тенденциозном характере нынешних экспромтов о численности ливанских беженцев.

nbsp;RIN 2000-