Российская Информационная Сеть
1 октября, 23:36

Казахские дети умирают от СПИДа, полученного при переливании крови

Казахские дети умирают от СПИДа, полученного при переливании крови На этой неделе стали известны подробности трагедии произошедшей в соседнем с нами Казахстане - там десятки детей были ВИЧ-инфицированы из-за грубой халатности местных врачей при переливании крови.

В Казахстане отправлен в отставку министр здравоохранения республики, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лично разбирался в причинах случившегося, но это как раз тот случай, когда никакая реакция государства уже не может быть адекватной, потому что для зараженных СПИДом детей последствия уже необратимы. Из Шымкента - репортаж Галины Филоненко.

Она и на минуту боится выпустить дочку из рук. Всюду вместе: в больнице, дома, в СПИД-центре. Горько усмехается: не тяжела ноша. В год и семь месяцев девочка весит, как двухмесячный малыш. Не умеет ходить, стоять, даже сидеть. Ее пытались лечить, но только не знали, от чего.

В кадре: "Я думала, это пневмония - в течение трех, четырех месяцев я ее вылечу. Оказалось, это никогда не кончается! Оказалось, ВИЧ - я ее никогда не вылечу!"

Айдар, наркозависимый: "Быстро сдал, быстро деньги получил - все, никаких делов... Никакие анализы на СПИД не брали..."

Айдар и Тимур, наркоманы с многолетним стажем, всегда знали, где легко перехватить денег на очередную дозу. В донорском центре им и таким, как они, никогда не отказывали.

Тимур, наркозависимый: "Приходишь на пункт переливания крови. Там человек 10-20 стоит - бичи, вообще не известно, кто они такие, без роду, без паспорта..."

Донорская кровь - одна из главных версий прокуратуры. По дешевке врачи брали кровь у наркоманов и бездомных. Записывали под чужими фамилиями. Один из официального списка доноров, который якобы сдавал кровь в этом году, умер еще в 80-хх.

Валентина Скрябина, руководитель НПО по проблемам наркоманов и ВИЧ-инфицированных, г. Шымкент: "И бомжи сдавали... Сейчас они где-то исчезли... Частенько сидели на ступеньках и просили милостыню. Бывали дни, что они не могли заработать ни копейки - тем, что люди подают, и на помойке не могли собрать - они также собирались, шли в Центр переливания крови - оттуда возвращались, устраивали пир".

Слабых младенцев, не поддающихся лечению, в Шымкенте становилось все больше. В марте медики решили проверять их на ВИЧ. Первые же анализы дали положительный результат. Теперь уже бывший министр здравоохранения области заявила тогда: они - дети проституток и наркоманов.

Канат Алсиитов, отец инфицированного ребенка: "Дети лежали в больнице. Дочь в лечебном, а сын попал в реанимацию. Вливалась кровь - и получили эту инфекцию".

Несколько месяцев врачи скрывали результаты анализов. 10 инфицированных малышей, потом 15...20. Медики начали проверку всех детей, которые лежали в больницах Шымкента.

Врачи областного СПИД-центра работают до поздней ночи. Обследуют тысячи малышей и их родителей. Диагноз ВИЧ-положительный звучит все чаще. Но как заразились эти дети - до сих пор точно не известно. Оказалось, причин может быть несколько.

Прокуратура уже установила: в областной детской больнице некоторые медсестры делали инъекции грудным детям одним на всех одноразовым шприцем, на всю больницу было только 10 катетеров для переливания крови - один на 150 человек. Нескольким детям переливали кровь десятки раз, вопреки всем нормам.

Кандыбай Идрисов, главный врач областного центра по профилактике и борьбе со СПИД, г. Шымкент: "Инфицированные дети в основном до года, несколько до пяти лет, один до 10".

Сагдак Масауров и Канат Алситов, отец и дед зараженного мальчика, первые, кто осмелился открыто бороться за свои права. Два месяца, с тех пор как узнали диагноз, ждали, когда медики и чиновники перестанут валить вину друг на друга и займутся лечением их ребенка.

Сагдак Масауров, дед инфицированного ребенка: "У детей из носа кровь течет уже, из уха кровь течет... у них изменения в мозгу, печени, почках... не все смогут выжить. Спасибо за помощь, конечно, мы тронуты, но не успевают они осмотреть всех детей - всего один врач... Дни-то идут, дни сочтены".

Новое правительство области, которое назначили неделю назад, уверяет, что исправит ситуацию. Против главврачей детских больниц и центра переливания крови уже заведены уголовные дела.

Мукан Сагындыков, зам. акима (главы) Южно-Казахстанской области: "Ну, во-первых, аким области объявил во всеуслышание, что 61 ребенок - считайте, мои дети. С бюджета области единовременно выдаются каждому родителю 100 тысяч тенге".

100 тысяч тенге - это 20 тысяч рублей, здесь говорят, не слишком большая компенсация за сломанную жизнь... Под ВИЧ-инфицированных детей в инфекционной больнице выделили целое отделение. Сейчас 16 самых тяжелых малышей получают поддерживающую терапию.

Нуарбек Майнаков, главврач инфекционной больницы, г. Шымкент: "Полностью отделение переквалифицировано под ВИЧ. Здесь они получают лечение две-три недели, потом стационарно.

Обстановка в Шымкенте напряжена, но здесь пока не дошло до самосуда, как это было в Элисте в 89-м. После массового заражения детей в больнице, обезумевшие родители забрасывали машины врачей камнями, а одну из медсестер избили до полусмерти. Но казахская трагедия приобретает национальный масштаб. Только выявленных ВИЧ-инфицированных - 74 человека. Пятеро малышей из этого списка погибли.

Сагдак Масауров, дед зараженного ребенка: "Сейчас через кровь зараженные дети быстро теряют свой иммунитет. Обращаемся ко всей мировой общественности, российским врачам - пожалуйста, помогите, не оставляйте нас в беде!"

Чтобы лечить дочь, мать-одиночка продала квартиру. Живет в бараке, да и оттуда придется съезжать. У нас менталитет такой, объясняет: ВИЧ - не диагноз, клеймо на всю жизнь. Скрывала тайну от соседей, участковый поделился информацией.

В кадре: "Участковый наш звонит, если меня нету, соседу сообщает: седьмая квартира, если меня нету, передайте ей, что она из списка ВИЧ. Вот так. И мне вот этот привет передает сосед".

Антивирусные лекарства девочке давать пока нельзя - слишком долго молчали врачи, слишком сильно ослаб организм от антибиотиков. С каждым днем бороться за эту жизнь все труднее.

nbsp;RIN 2000-