Российская Информационная Сеть
English   Контакты
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ
ТОП-дайджест  Хроника  Эксклюзив  Фоторепортажи  Личное мнение  Погода  Комментарии  Поиск  RSS  Интернет-радио  

Пенсионная система: население хочет стабильности. Аналитический обзор

Пенсионная система: население хочет стабильности

В конце 2015 года истекает срок, когда граждане России могут выбирать, будет ли их будущая пенсия иметь накопительный элемент или нет. Министерство финансов выступило с инициативой о продлении до 2020 года возможности перехода россиян из ПФР в негосударственные пенсионные фонды.

По опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 71% респондентов заявили о своем положительном отношении к этому предложению. Учитывая негативный тренд в обществе к количеству изменений, которые в последнее время потрясли пенсионную систему, необходимо сохранить право граждан на выбор варианта пенсионного обеспечения.

В противном случае существующее негативное отношение общественного мнения к системе пенсионного обеспечения (по данным НАФИ 56% респондентов не доверяют современной пенсионной системе) может усилиться.

Согласно действующему законодательству до конца 2015 года граждане 1967 года рождения и моложе должны определиться: формировать только страховую пенсию, либо - страховую и накопительную. Первый вариант предусматривает отказ от накопительной пенсии и страховые взносы в полном объеме пойдут на формирование страховой пенсии. При выборе второго варианта 6% уплачиваемых работодателем страховых взносов будут перечисляться на формирование накопительной пенсии. Таким образом, по сути, накопительный компонент пенсионной системы России становится добровольным.

Однако в октябре текущего года Министерство финансов выступило с инициативой о продлении возможности перехода из ПФР в негосударственные пенсионные фонды до 2020 года. Сохранение накопительного элемента пенсионной системы позволяет в будущем обеспечить более высокий уровень благосостояния пенсионеров, о чем свидетельствует международный опыт, и сохранить источник длинных внутренних денег, которые служат значительным ресурсом развития для реального сектора экономики.

Подобная инициатива Министерства финансов нашла позитивный отклик среди опрошенных ВЦИОМ респондентов, так 71% заявили о своем положительном отношении к этому предложению. При этом, скорость, с которой пенсионную систему России готовы корректировать для решения сиюминутных проблем, усиливает общую неясность и подрывает и так крайне зыбкое доверие к пенсионному обеспечению. По данным опроса НАФИ в настоящее время 56% респондентов не доверяют современной российской пенсионной системе.

С момента создания обязательного накопительного компонента пенсионная система России постоянно реформировалась. Последняя реформа, начавшаяся в конце 2013 года, предполагает, что до конца текущего года, застрахованные лица, чьи накопления формируются в ПФР, должны выбрать, хотят ли они сохранить накопительный компонент будущей пенсии или они согласны на перевод всех накоплений в распределительную часть пенсионной системе. Автоматически все застрахованные лица, чьи пенсионные накопления формировались в ПФР, переводятся в распределительную систему. Таким образом, по сути, накопительный компонент пенсионной системы России стал добровольным.

При этом по оценкам ОЭСР, ликвидация накопительного элемента в ряде стран сокращает уровень благосостояния пенсионеров на 15-20%. Многие аналитики сходятся во мнении, что ликвидация накопительного элемента позволила решить сиюминутные политические задачи в виде сокращения текущего дефицита государственного бюджета, однако не решила проблему сбалансированности бюджета в долгосрочной перспективе. Во Всемирном банке отмечают, что ликвидация обязательной накопительной системы ради решения временных проблем в среднесрочной перспективе неизбежно ведет к необходимости повышения налогов. Кроме того, ОЭСР, уже сейчас отмечает, что отказ от накопительной системы негативно отразился на размере пенсионного обеспечения будущих пенсионеров.

Страной, полностью ликвидировавшей накопительную часть пенсионной системы, является Венгрия. Накопительный элемент существовал с 1998 по 2011 гг. Тариф на накопительную часть составлял 8%. В конце 2010 года было принято решение ликвидировать накопительную составляющую. Бывшие участники накопительной системы получают права на государственную пенсию. По оценке ОЭСР основные расходы таких изменений, связанных с пенсионной реформой, лягут на будущих пенсионеров в виде снижения пенсионных выплат в размере порядка 20% для профессионального участника.

В Польше накопительный элемент пенсионной системы также является добровольным. Обязательная накопительная система функционировала в Польше с 1999 по 2014 гг. С 1 февраля 2014 года участие в системе стало добровольным. С начала функционирования накопительной системы тариф отчислений составлял 7,3%, а с 1 мая 2011 года он был понижен до 2,3%. В настоящее время тариф составляется 3,3%, а с 2017 года предполагается его повышение до 3,5%, По оценке экспертов ОЭСР, отказ от обязательной накопительной системы и сокращение тарифа приводит к снижению будущих пенсионных выплат почти на 15%. При этом влияние на государственный бюджет оказалось краткосрочным: появились дополнительные доходы от отчислений, но долгосрочные затраты на дополнительные государственные расходы в связи с увеличением численности пожилых и сокращение численности работоспособного населения продолжили нарастать.

За время реализации накопительного компонента в системе пенсионных накоплений аккумулировано более 3,6 трлн рублей: 1,95 трлн рублей – под управлением ВЭБа, около 1,7 трлн – НПФ.

 

Рисунок 1. Размер пенсионных сбережений в НПФ и ПФР, млрд руб.

Источник: Банк России

 

Пенсионные накопления активно участвуют в фондировании реального сектора экономики. По данным Центрального банка на 30.09.2015 основу структуры пенсионных накоплений составляют корпоративные облигации, банковские депозиты и акции – в них размещены 41%, 21% и 12% средств соответственно.

 

Рисунок 2 Структура размещения средств пенсионных сбережений российских пенсионных фондов в III квартале 2015 года, млрд руб.

Источник: Банк России

Таким образом, накопительный элемент пенсионный системы является источником длинных внутренних денег, которые служат значительным ресурсом развития реального сектора экономики. Продление права граждан выбирать вариант пенсионного обеспечения еще на пять лет приведет  к увеличению инвестиционного потока в российскую экономику, что в условиях сохранения санкций является важнейшим фактором.

Однако, в последнее время необходимые инвестиционные ресурсы для экономики страны изымаются из оборота и направляются на закрытие «существующих» дыр в пенсионном фонде РФ. В декабре 2015 Госдума приняла в третьем чтении правительственный закон о «заморозке» накопительной части пенсии россиян в 2016 году. Ранее правительство уже вводило мораторий на формирование накопительной части пенсий в 2014-2015 годах: 6% из зарплат россиян, которые должны поступать на накопительную часть, пошли в распределительную. За счет «заморозки» пенсионных накоплений власти планируют получить 342,2 млрд рублей, что позволит уменьшить на эту сумму трансферт на обязательное страхование из федерального бюджета. Подобные действия вызывают негативное отношение у населения, по данным ВЦИОМ, 55% респондентов высказываются против, за — только 12%. Наибольшее неодобрение вызвала инициатива отмены перевода части пенсионных отчислений в накопительную долю вызвала среди граждан до 25 лет (77% из них полагают, что это неправильно). Продление возможности выбирать способ формирования накопительной пенсии продемонстрирует населению желание Правительства выполнить ранее данные обещания по сохранению накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования.

         Инициатива Министерства финансов по сохранению возможности работающих граждан России выбирать, где на их взгляд лучше хранить накопительную часть пенсии – в негосударственном или государственном фонде до 2020 года сохраняет возможность формирования источника длинных денег, с одной стороны, и находит поддержку среди населения страны, с другой. Так, по данным, ВЦИОМ 71% респондентов заявили о своем положительном отношении к этому предложению. К сожалению, количество новаций и изменений, которые последнее время потрясли пенсионный рынок, привели к тому, что россияне имеют крайне низкое понимание того, что вообще происходит с пенсионной системой. Так, 69% респондентов, опрошенных ВЦИОМ, имеют лишь общее представление о существующей системе пенсионного обеспечения. Это подтверждает и исследование НАФИ, на вопрос какими финансовыми инструментами вы пользуетесь для накопления и инвестиций, 63% респондентов ответили «никакими».

 

Рисунок 3. «Ниже представлены различные инструменты для накоплений и инвестиций. Скажите, используете ли Вы какие-либо из них сейчас?»

 

 

                                                                                     По данным НАФИ

Достаточно хорошо о пенсиях, по данным ВЦИОМ, знают лишь 8% опрошенных. Почти четверть граждан в возрасте до 48 лет об этом не знают ничего. Социологи связывают эти показатели с низким уровнем информированности и постоянными изменениями в пенсионном законодательстве.

Низкий уровень информированности населения подтверждает и тот факт, что 44% респондентов, по данным ВЦИОМ, не знают, что период, когда работники могут перевести накопительную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды, ограничен. 39% слышали об этом, но о подробностях не в курсе. На вопрос, когда заканчивается этот период, не смогли ответить 74% респондентов.

Дискуссия о возможной отмене накопительного компонента также вызывает неодобрение у населения. По данным ВЦИОМ, подавляющее большинство трудоспособных россиян (68%), которые имеют право на пенсионные накопления (18–48 лет), выступили за сохранение накопительной части пенсии в принципе.

Количество нововведений формируют стойкое негативное отношение к пенсионной системе, так как она не имеет устойчивых и легко понимаемых населением правил. По данным опроса НАФИ 22% респондентов на вопрос, доверяют ли они современной российской пенсионной системе высказались, что «абсолютно не доверяют» и 34% «скорее не доверяют».

Рисунок 4. «Скажите, Вы доверяете или не доверяете современной Пенсионной системе в Российской Федерации?»

 

                                                                                     По данным НАФИ

 Помимо продления «заморозки» на пенсионные накопления, в последнее время активно обсуждаются планы по усложнению порядка перехода застрахованного лица из одного НПФ в другой. Соответствующее заявление нужно будет подавать через старый фонд, а не новый, как это принято сейчас, что усложнить процедуру перехода для клиента. Продолжающаяся дискуссия о возможном повышении пенсионного возраста, дополнительно усиливает негативное отношение населения к действующей политике и является негативным сигналом для социального блока Правительства.

 

 

Опубликовано: 18.12.2015
РФ омоложение
РФ омоложение - это не поиск разных процедур по омоложению в Российской Федерации, а специальная процедура, позволяющая омолодить кожу лица
Новый профессиональный 24-дюймовый монитор ViewSonic с аппаратной калибровкой и тонкой рамкой
Монитор ViewSonic VP2468 обеспечивает точность цветопередачи на профессиональном уровне с помощью таких функций как 14-разрядная таблица 3D LUT, настройка цветов по шести осям и обработка цвета Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, представляет модель VP2468 - 24-дюймовый монитор с разрешением Full HD 1080p (1920x1080), обеспечивающий точность цветопередачи для критичных к отображению цвета приложений
Читать другие статьи
   RIN 2000-
* Обратная связь
Контактная информация  
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ