Некурящим россиянам предлагают сократить рабочий деньНекурящим россиянам предлагают сократить рабочий день
Глава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образованияГлава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образования...

Динозавры отдавали отпрысков в ясли

Новости общества: Динозавры отдавали отпрысков в ясли
Пролить свет на жизнь доисторических обитателей нашей планеты удалось недавно британским палеонтологам, обнаружившим на северо-востоке Китая в пластах древней вулканической лавы окаменевшие останки детенышей динозавров.

Специалисты тщательно исследовали кости шести особей, погибших в младенческом возрасте, и пришли к выводу о том, что социализация живых существ на самом деле началась много раньше, чем принято было считать до сих пор, то есть около 120 млн лет назад.

Юным пситтакозаврам, ставшим жертвами извержения вулкана в меловом периоде, на момент гибели не исполнилось и четырех лет. Исследователи предположили, что наткнулись на некое подобие младшей группы детского сада или ясли.

Малыши динозавры, судя по проведенным анализам их останков, не были братьями и сестрами, так что их, скорее всего, собрали вместе взрослые особи-воспитатели, чтобы присматривать за детенышами, пока их родители отлучились на поиски еды. Этот вывод переворачивает все прежние представления о сроках формирования первых социальных групп у животных.

Доктор Пол Барретт из лондонского Музея естествознания, возглавивший научный проект, рассказал, что найденные экземпляры пситтакозавров очень хорошо сохранились и, дополняя друг друга, позволили составить фактически полное представление о том, как выглядели эти существа при жизни. А вид у них был, мягко говоря, экстравагантный. В частности, морду пситтакозавра - во всяком случае, в младенчестве, - украшало некое подобие птичьего клюва, как у попугая.

Обнаружение доисторических яслей показало, что эти динозавры жили небольшими группами, причем в их состав входили не только кровные родственники. Более того, исследование окаменелых останков пситтакозавров позволило пересмотреть прежние представления об их потомках - трицератопсах, отдаленно напоминающих современных носорогов тремя остроконечными выростами на голове.

До сих пор принято было считать, что эти рога использовались динозаврами в качестве средства самозащиты от более крупных хищников вроде знаменитого T-Rex. Но теперь ученые убедились в том, что украшение, увенчавшее голову трицератопса, - это преобразившийся в ходе эволюции клюв его древнего предка пситтакозавра, а не грозное оружие.

Пол Барретт утверждает, что теперь с учетом этих данных требуется пересмотреть и историю появления рогов на голове у ныне живущих представителей крупного рогатого скота. "Они, конечно, иногда используются для нападения или защиты, но на самом деле играют главным образом демонстративную роль, являются формальным признаком силы", - считает ученый.

На этих удивительных открытиях недавние достижения палеонтологов не заканчиваются: специалистам удалось также исправить ряд ошибок в научных представлениях о другом виде динозавров - велоцирапторов. Останки этих сравнительно небольших существ (высота около 60 см, длина тела менее 2 м) находят с 1922 г. в монгольской части пустыни Гоби.

В последние десятилетия экспедиции ученых из разных стран отправляются туда регулярно, чтобы попытать счастья на раскопках. В результате по найденным окаменелостям был составлен собирательный образ среднестатистического велоцираптора - маленького хищного динозавра, быстро передвигавшегося на двух задних конечностях.

Непосредственные предки этих созданий имели много общих черт с птицами, умели летать и были сплошь покрыты перьями. А вот велоцираптора археологи до сих пор считали яблочком, упавшим слишком далеко от яблони, - лишенным крыльев, неспособным оторваться от земли и утратившим красивое оперение своих прародителей.

Но последние исследования показали, что на самом деле картинки в энциклопедиях придется перерисовывать: велоцирапторы тоже были покрыты перьями. Осмотр плечевых костей одного из ископаемых, извлеченных из монгольской песчаной почвы в 1998 г., выявил крошечные ямки - следы былого оперения.

Развеян миф о влиянии спиннеров на детскую психику