После публикации статьи американского политолога советского происхождения Дмитрия Саймса "Мы можем потерять Россию" в редакцию поступили просьбы читателей из России, с Украины и из самих Соединенных Штатов прокомментировать статью.
Принимая во внимание, что глубоко вписанный в американскую политическую элиту, а также не чуждый российской "элите" Саймс является выразителем настроений той части Республиканской партии
США, которая настроена на "конструктивный диалог" с Кремлем и скептически относится к итогам "цветных революций" в Грузии и на Украине.
В этой
связи напомню основные тезисы статьи Дмитрия Саймса:
- США, которые сталкиваются с угрозами со стороны "Аль-Каиды" и Ирана, усиливающейся нестабильностью в Ираке и Афганистане, новые враги явно ни к чему. Тем не менее, их отношения с Россией ухудшаются день ото дня. Накал риторики с обеих сторон возрастает, соглашения в сфере безопасности оказываются под угрозой, а Москва и Вашингтон все больше смотрят друг на друга через прежнюю призму времен холодной войны.
- Несмотря на растущую напряженность,
Россия пока не стала противником США.
- Путинский режим, извлекающий выгоды из высоких цен на энергоносители, ... не нуждается в иностранных займах и экономической помощи, и, несмотря на усиливающуюся напряженность в межгосударственных отношениях с Западом, без труда привлекает в Россию масштабные зарубежные
инвестиции.
- Россия поставляет обычные вооружения некоторым государствам, которые США считают враждебными, например, Ирану, Сирии и Венесуэле, но делает она это на коммерческой основе, ничем не нарушая международного права. ... И хотя в деле обуздания Ирана и Северной Кореи Россия не идет так далеко, как хотелось бы США и Европе, Москва в конечном итоге все же поддержала введение санкций против обеих стран.
- Разногласий между двумя странами много, но это не означает, что Россия - враг США. В конце концов, она не поддерживает "Аль-Каиду" и другие террористические группировки, ведущие войну против Америки. ... Кроме того, она ни разу не вторглась, и не грозила вторжением на территорию какой-либо из соседних стран. Наконец, Россия решила не раздувать сепаратистские настроения на Украине, несмотря на наличие в этой стране значительного и весьма активного русского меньшинства.
- Конструктивное взаимодействие с Россией не означает, что мы обязаны выдвинуть Путина на Нобелевскую премию мира или приглашать его выступить на совместном заседании обеих палат Конгресса. Никто не говорит и о том, что следует предложить России вступить в НАТО или петь ей дифирамбы как великой демократической стране и другу Америки. Вашингтон должен сделать другое: наладить с Россией взаимодействие для обеспечения основополагающих интересов США, точно так же, как он взаимодействует с другими недемократическими, но стратегически важными государствами - Китаем,
Казахстаном или Саудовской Аравией.
- США следует проявлять твердость в отношениях с Россией, и недвусмысленно дать ей понять, что Иран, нераспространение и антитеррор - ключевые проблемы, определяющие характер наших двусторонних отношений.
- Аналогичным образом, Вашингтон должен довести до сведения Москвы, что агрессия против страны НАТО или неспровоцированное применение силы в отношении любого государства самым серьезным образом отразится на наших отношениях. Кроме того, США следует словом и делом продемонстрировать, что будут противодействовать любым попыткам воссоздания СССР.
- В экономической сфере Вашингтон должен четко заявить, что манипуляции законом в целях конфискации активов, правомерно приобретенных иностранными топливно-энергетическими компаниями, повлекут за собой ... ограничения доступа России на американские и западные распределительные и сбытовые энергетические рынки, и ... нанесут серьезнейший ущерб для репутации России, который отразится ... на сотрудничестве между западными компаниями и Россией.
- Возражения России не должны удерживать США от размещения системы ПРО в Чешской Республике и Польше.
- При всем разочаровании в США и Европе, Россия отнюдь не рвется вступить в какой-нибудь альянс, направленный против Запада. ... (Российские элиты не желают) расставаться со
счетами в швейцарских банках, особняками в Лондоне и отпусками в Средиземноморье.
- Хотя Россия и стремится к более тесному военному сотрудничеству с Китаем, Пекин, похоже, также не горит желанием начинать схватку с Вашингтоном. В настоящее время Шанхайская
организация сотрудничества, призванная расширять взаимодействие между Китаем, Россией и центральноазиатскими государствами, напоминает скорее дискуссионный клуб, чем полноценный военно-политический альянс.
- Некоторые высокопоставленные чиновники начинают склоняться к идее о пересмотре внешнеполитического курса в сторону противостояния с Западом. Кроме того, не так уж мало стран, в том числе Иран и Венесуэла, призывают Россию вместе с Китаем взять на себя лидирующую роль в создании экономического, политического и военного противовеса США.
- Постсоветские государства вроде Грузии (и, видимо стран Прибалтики и Украины, а также Польша - Н.Р.), поднаторевшие в искусстве сталкивать лбами Россию и США, могут своими действиями повысить напряженность между двумя державами.
- Крушение российско-американских связей расширит для Китая свободу маневра в отношениях с США.
- О новой холодной войне речь не идет, поскольку Россия не станет соперничать с США в мировом масштабе, и вряд ли будет главной движущей силой конфронтации с Америкой.
В развитие темы недоверия к России на Западе, поднятой в статье Саймса, поставившего Российскую Федерацию в один ряд с Китаем, Казахстаном и Саудовской Аравией, хотелось бы обратить внимание на такую информацию, появившуюся в "Ведомостях":
"Суверенные фонды,
вкладывающие миллиарды в экономики развитых стран, могут стать угрозой национальной безопасности, решили министры финансов стран "семерки". МВФ и Всемирный банк должны проверить их структуру, считают они. Иначе они могут использовать то "огромное количество секретной информации, которую добывают их разведывательные службы", обеспокоен председатель
Комиссии по ценным бумагам и биржам США Кристофер Кокс.
Крупнейшие суверенные фонды контролируются странами, вызывающими мало доверия у США и Евросоюза, - Китаем, Саудовской Аравией, Россией, Кувейтом, ОАЭ. Их капитал составляет 2-3 триллиона долларов, а к 2017 году вырастет до 10 триллионов. Основной источник прибыли - экспорт товаров и производство нефти. До сих пор фонды вкладывались в государственные облигации. Но в мае этого года
Китай приобрел за 3 миллиарда долларов почти 10% корпорации "Blackstone Group LP" - начался новый этап инвестирования в финансовые структуры.
Чтобы регламентировать работу фондов, бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф предлагает ввести модель, используемую в международной торговле. Надо достичь соглашения между странами, а нарушителей наказывать запретами на инвестиции. "Эта схема рано или поздно будет применяться - количество сделок на финансовых рынках все время растет", - отмечает Рогофф.
Договориться о правилах игры лучше во время двухступенчатых переговоров. На первом этапе США,
Канада и Евросоюз должны найти согласие между собой. Если развитые страны не смогут сформулировать общие требования, суверенные фонды будут играть на конкуренции между ними за инвестиции, убежден профессор Йельского университета Джеффри Гартен.
На втором этапе развитые страны договорятся с владельцами фондов. Подключиться к переговорам должна всего дюжина стран, чтобы не получилось, как с Дохийским раундом, где участвуют 150 стран. Если страны не договорятся, то США и Евросоюз введут ограничения в одностороннем порядке".
Комментируя статью Дмитрия Саймса, политолог Руслан Саидов отметил:
"В статье, как и во всех западных публикациях последнего времени, нет ни слова о Чечне. Это обнадеживает. По сути, на Западе примирились со стабилизацией власти Рамзана Кадырова, признав его де-факто единственной реальной и законной властью в Чеченской Республике.
Второе, на что я обратил внимание, это упоминание американским политологом швейцарских банковских счетов крупных российских чиновников и
бизнесменов, так называемой элиты. Мы на "ФОРУМе.мск" и в "Завтра" уже давно указываем на наличие таких счетов как на действенный механизм шантажа, который априори ставит российскую власть в зависимость от Запада. С недавнего времени тему зарубежных счетов широко обсуждают либеральные аналитики, в частности Андрей Пионтковский и Юлия Латынина. Однако сейчас эта тема с намеком на шантаж звучит в устах представителя американского экспертного сообщества.
Это уже серьезно. Это указывает на то, что соответствующая идея уже овладела умами в США и недалек тот час, когда ее начнут активно и целенаправленно применять на практике.
С чем я не могу согласиться в статье Саймса, это тема российско-американского сотрудничества в области антитеррора. Тема совершенно надуманная, такого сотрудничества, имеющего реальное наполнение, нет и не предвидится.
Я много говорил и писал, что именно США стояли у истоков современного международного терроризма, поддерживая моджахедов против СССР в Афганистане, сотрудничая с Бин Ладеном. Что и сейчас отношения США с рядом исламистских террористических групп носит крайне двусмысленный характер. Наконец, что авантюризм администрации Буша, ставка Америки на военную силу, создают благоприятные условия для распространения экстремизма и терроризма на Ближнем и Среднем Востоке.
Не выдерживает критики и отрицание фактов сотрудничества спецслужб России с исламистами и террористами. Я не имею в виду "Аль-Киаду". Однако поставки современных российских вооружений через Сирию в Ливан шиитской террористической организации "Хизбалла" были и продолжаются при непосредственном участии сотрудников российских спецслужб, чему имеются документальные доказательства.
Другой известный мне пример имел место на рубеже 1990-х и 2000-х годов в Узбекистане, когда при содействии одной из российских спецслужб и главы МЧС Таджикистана Мирзо Зиеева Исламское Движение Узбекистана организовало рейды с территории Афганистана против узбекской и киргизской частей Ферганской долины. Следует напомнить, что в то время во внешней политике Узбекистан ориентировался на США и входил в ГУУАМ.
На тот момент несколько лидеров ИДУ были прямыми агентами одной из российских спецслужб - этому есть документальные доказательства, включая аудиовизуальные, есть и живые свидетели. В числе агентов был, в частности, амир отколовшейся позже от ИДУ "Группы Исламского Джихада" Яхья, подготовивший террористические акты в Пакистане и странах Европы.
Особая тема - работа ФСБ с чеченской агентурой, включающая не только внедрение агентов в исламистские и террористические группы, но и манипулирование такими группами, и даже создание новых таких групп.
В сентябре 1991 года при изучении уцелевшей документации, изъятой в здании УКГБ Чечено-Ингушской АССР, было установлено агентурное сотрудничество с этой организацией нескольких известных людей, в том числе, по "пятой линии". Среди них - Мовлади Удугов, ныне идеолог радикального исламизма на Кавказе, и Супьян Абдуллаев, ныне "вице-президент Ичкерии".
В тот момент президент Дудаев решил использовать связи Удугова по "пятой линии" в свете конфликта в российском руководстве между группами Коржакова, Грачева и Лужкова-Гусинского. Именно этим объяснялось успешное функционирование тандема Удугов -
НТВ Гусинского во время первой русско-чеченской войны - обе стороны тандема были питомцами Филиппа Денисовича Бобкова и его сотрудников.
В период 1996-99 годов Удугов в тандеме уже с Березовским (о чьем сотрудничество с КГБ СССР в качестве агента можно прочитать в новой книге Хинштейна) в целях дискредитации чеченской независимости и президента Масхадова организовали бизнес по похищению заложников.
Одновременно, Удугов провозгласил исламистский террористический "Эмират Чечни и Дагестана", пригласив в него амира Хаттаба и Шамиля Басаева. Дагестанская авантюра Хаттаба и Басаева летом 1999 года, задуманная Удуговым и его кураторами, стала поводом для начала второй русско-чеченской войны. При этом Удугов сразу же уехал в эмиграцию, откуда, сам находясь в безопасности и комфорте, призывает чеченскую и кавказскую молодежь к терроризму и шахидизму.