Слово, с которым в США и во всем мире ассоциируется внешняя политика администрации Барака Обамы, придумано вице-президентом Джозефом Байденом - "перезагрузка". Перезагрузка отношений с Россией, с мусульманами, с Кубой. В это понятие вкладывается немало смыслов, но главный один - политика Дорджа Буша-младшего была политикой противостояния, тогда как политика Обамы, убеждены американские эксперты, направлена на поиск "общей основы", "общих приоритетов", "сближение" и "усиление взаимопонимания".
"Одним из главных достижений Обамы было создание новой атмосферы в отношениях Америки с остальным миром", - сказал РИА Новости старший исследователь по трансатлантической политике Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Джеймс Голдгайер.
"По мере того, как приближается год его президентства, хотя с момента инаугурации прошло менее десяти месяцев, думаю, что президенту Обаме удалось добиться существенных успехов, учитывая состояние дел, которое он унаследовал в январе - две войны, ограниченные ресурсы и натянутые отношения в альянсах, глубочайшая
экономическая рецессия за последние 70 лет", - отметил в интервью РИА Новости вице-президент международного консалтингового агентства PBN Company Блэйк Маршалл.
По мнению экспертов, одним из важнейших достижений Обамы, к тому же, напрямую связанным с
российско-американскими отношениями стала корректировка планов создания системы противоракетной обороны.
"Перезагрузка" с Россией
ПРО и Иран
Весь год правления Обамы прошел под знаком потепления отношений с Россией. На момент его прихода к власти главными пунктами разногласий между двумя "сверхдержавами" были проблемы ПРО и иранской ядерной программы.
Медведев и Обама договорились по иранской ядерной проблеме
Администрация Джорджа Буша намеревалась разместить к 2013 году десять ракет-перехватчиков в Польше, а также радар в Чехии под предлогом защиты от предполагаемой ракетной угрозы со стороны Ирана. Москва считала, что американская ПРО будет угрожать ее интересам безопасности.
Что касается ядерной проблемы Ирана, то Россия всегда возражала против введения односторонних санкций со стороны США против этой страны и не упускала случая заявить об этом.
С приходом Обамы ситуация изменилась.
В вопросе ПРО президентская администрация долго соблюдала нейтралитет, отказываясь комментировать свои планы и объясняя это тем, что "до данного вопроса пока не дошли руки". Так продолжалось до 17 сентября, когда Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс объявили о внесении корректив в планы по созданию системы противоракетной обороны. США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года. Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту.
"В области внешней политики мы стали свидетелями того, как администрация сделала шаг назад и провела переоценку разрушительной концепции, основанной на устаревших разведданных, и предложила новую концепцию европейской противоракетной обороны, основанной на новых оценках угроз и новых технологиях, предполагающую покрытие всей Европы в течение десяти лет", - так охарактеризовал Маршалл предложения кабинета Обамы.
Пересмотр стратегии вызвал одобрение российских властей. Президент РФ Дмитрий Медведев высказался в пользу новых планов США, и в заявлениях российских официальных лиц сразу зазвучал намек на то, что США прислушались к мнению России.
Эти намеки представители американской администрации, начиная с самого Обамы, категорически отвергли, подчеркнув, что задача ПРО - противостояние потенциальной угрозе со стороны Ирана.
"Если побочным результатом всего этого станет то, что в России немного стихнет паранойя, и она с большей готовностью будет сотрудничать с нами в решении проблем ракетных угроз со стороны Ирана или иранской ядерной программы, вы знаете, это будет дополнительным бонусом", - так недвусмысленно выразился президент США.
"Трудно сказать, с чем связано решение изменить планы по ПРО. Всегда были люди, которые говорили, что нужна более гибкая система. Администрация говорит, что это не связано с Россией, Россия говорит, что это не связано с Россией, хотя им при этом хотелось бы сказать, что связано. На самом деле знает об этом только президент Обама, почему он и как принимал это решение. Нам придется подождать, пока он напишет мемуары или пока будут открыты документы. Но во всяком случае, этот в значительной степени политический раздражитель ушел", - сказал РИА Новости профессор военно-морского колледжа при департаменте Национальной безопасности США Михаил Цыпкин.
Интересно, что тогда как Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон заняты восстановлением отношений с Россией, вице-президент США Джозеф Байден успокаивает страны, являющиеся соседями России, объясняя им, что "перезагрузка" не будет в ущерб их интересам. Сначала Байден ездил в Грузию и на Украину, недавно - в "обиженные" изменением концепции ПРО Польшу и Чехию.
Явное сближение позиций Москвы и Вашингтона заметно и в отношении к иранской ядерной угрозе. После того, как на саммите "двадцатки" в Питтсбурге Барак Обама, Николя Саркози и Гордон Браун объявили об обнаружении в Иране секретного завода по обогащению урана, с резкими заявлениями, осуждающими Иран, выступили Россия и Китай. Единство мнений в этом вопросе быстро заметил Обама.
"Речь идет о беспрецедентном единстве мировой общественности... Не только Франция и Великобритания выступили вместе с США... С заявлениями выступили Россия и Китай. Такого рода солидарность нетипична", - подчеркнул тогда президент.
Тесное сотрудничество по Ирану с Россией и другими членами "шестерки" американская администрация называет одним из приоритетов своей внешней политики.
СНВ и президентская комиссия
Самыми важными днями для развития отношений США и РФ на новом этапе стал московский саммит - визит Обамы в Москву в июле.
Во время этого визита Барак Обама и Дмитрий Медведев подписали целый пакет документов, в том числе о создании двусторонней президентской комиссии по укреплению сотрудничества между странами. В рамках этой комиссии функционируют 16 рабочих групп, а недавно сопредседатели госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД РФ Сергей Лавров договорились об увеличении их числа. О результатах деятельности комиссии говорить пока преждевременно, но рабочие группы - от группы по борьбе с распространению наркотиков до группы по укреплению торговых связей - регулярно проводят встречи как в Москве, так и в Вашингтоне.
Самым же главным совместным проектом, завершение которого намечено на начало декабря, является сейчас подготовка договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Стороны решили сделать все для того, чтобы документ был готов к 5 декабря - моменту истечения прежнего договора. На какой стадии процесс находится в данный момент, судить трудно - главы переговорных групп замгоссекретаря США Эллен Тошер и замглавы МИД РФ Сергей Рябков предпочитают не говорить преждевременно о степени успешности консультаций.
"В общем-то, технически говоря, договор по СНВ нужен больше российской стороне, потому что российская сторона разрешила пролет войск над своей территорией, о чем раньше речи не было. Конечно, многое упирается в ситуацию с Ираном", - отметил Михаил Цыпкин.
По словам эксперта, для Америки Иран - это "голова, болящая сегодня", тогда как "у России голова пока не очень болит". Кроме того, для РФ Иран является крупным торговым партнером.
"В значительной степени отношения будут зависеть о того, что происходит в Иране и какую позицию занимает Россия. Если дойдет до такой ситуации, что Россия будет накладывать вето в Совбезе ООН, то это даст возможность противникам Обамы критиковать его за провал российской политики. Это может сказаться и на характере обсуждения в сенате нового договора о СНВ. Любой демарш России и нежелание сотрудничать по Ирану будет использовано при дебатах в сенате по договору по СНВ. У демократии свои недостатки и вопросы внешней политики часто превращаются во внутриполитический футбол", - убежден профессор военно-морского колледжа при департаменте Национальной безопасности США.
"Главным достижением Обамы в отношении России было изменение атмосферы отношений. Отношения находились на самой низшей точке в годы, предшествующие его приходу к власти. Теперь же страны вместе работают над решением таких проблем, как контроль над вооружениями и Афганистан. У двух стран по-прежнему имеются разногласия относительно того, как лучше вести политику с Ираном, но, по крайней мере, они обсуждают проблемы", - сказал РИА Новости Джеймс Голдгайер.
"С точки зрения объективности, думаю, что "перезагрузка" отношений США и Россией была первым успехом. Думаю, что наиболее она заметна в улучшении тона и общей атмосфере, уменьшении взаимного недоверия и восстановлении подорванного доверия между двумя странами, позволяющем странам работать вместе над решением проблем, представляющих взаимный интерес, от Ирана до контроля над вооружениями и нераспространения", - убежден Блейк Маршалл.
Эксперт отметил также, что изменение тона уже принесло сторонам ощутимые преимущества, проявившиеся, прежде всего, в совместной работе над новым договором по СНВ и договором о военном транзите грузов и персонала стран ISAF через территорию РФ.
"На данный момент я не вижу никаких действий, оказавшихся безуспешными, но стоит отметить, что по большей части наша двусторонняя программа находится на стадии работы - так что, например, судить об американо-российском сотрудничестве в вопросе Ирана пока рано, хотя, как мне кажется, движение идет в верном направлении", - подчеркнул эксперт.
Обама и мусульмане
Изменение тона американской администрации в отношении мусульман стало еще одной "визитной карточкой" нынешней американской политики.
Кульминацией нового подхода стала каирская речь президента. В июне президент США обратился с речью ко всем мусульманам мира с трибуны Каирского университета. В своем часовом выступлении он призвал открыть новую страницу в отношениях США и исламского мира, совместно бороться с экстремизмом, усилить экономическое и научное сотрудничество.