Легкий, маневренный и недорогой - Фирма " Сухой " приступила К созданию однодвигательного тактического истребителя 5-го поколения. Подобные самолеты сегодня широко распространены за рубежом. В РФ же имели привычку К не менее мощным машинам с 2-мя силовыми установками. Ласт Ньюс разбиралось с плюсам и минусами тех и остальных.
Понятно, Что в конструкции широко применят технические решения, уже отработанные на истребителях 5-го поколения Су-57. Это и радиопоглощающее покрытие, и бортовое радиоэлектронное оборудование, и комплекс вооружения.
у старшей модели также позаимствуют новейший силовая установка - " изделие 30 ". Но опытно-экспериментальную машину на время оснастят испытанным на зарубежных истребителях двигателем Ал-31ФН третьей и четвертой серий.
ожидается, Что взлетная масса истребителя не превысит 18 тонн. Для сравнения: " пятьдесят седьмой " весит не менее двадцати пяти. Показатель тяговооруженности, то Есть соотношение массы и тяги двигателя, обязан равняться единице. При этом, как и у предшественника, - сниженная радиолокационная заметность.
Максимальная резвость сверхманевренной машины превысит две звуковые. А отклоняемый вектор тяги обеспечит укороченный взлет. Под фюзеляжем, как и у остальных подобных самолетов, разместят многорежимный воздухозаборник.
По данным военного эксперта Алексея Леонкова, сегодня однодвигательные истребители - общемировая тенденция, соответствующий опыт существует и в РФ. Конструкторы далеко продвинулись с силовыми установками. К примеру, у " климовцев " Есть реактивный силовая установка РД-33. Его модификацию РД-93 китайцы ставили на Истребитель-бомбардировщик Chengdu FC Xiaolong. А иной вариант - SMR-95 - адаптировали в ЮАР Для истребителей Super Mirage F-1 и Super Cheetah D-2.
Есть версия РД-33 с отклоняемым направлением тяги. Эту систему в нулевых опробовали на опытном МиГ-29ОВТ. К тому же российские инженеры и технологи первыми в мире освоили сопло со всеракурсным отклонением вектора тяги. Повторить Это до тех пор пока не сумела никакая страна.
Сильная сторона однодвигательной схемы - стоимость. Такие самолеты обходятся гораздо дешевле тяжелых истребителей.
" более пятидесяти процентов стоимости боевого самолета - Это Двигатель и топливная система, - комментирует Леонков.- большинство страны хотят иметь на вооружении ВВС дешевую технику, и однодвигательные истребители - самых подходящий вариант. Ведь далеко не все имеют возможность позволить себе не то Что F-35 за сто млн. долларов, Но и Что-нибудь попроще за 50 ".
Что касается боевых качеств, то по бортовому оборудованию, системам радиолокации и маневренности однодвигательные не уступают тяжелым. А разница в боевой мощи из-за меньшей массы не превышает 20 %.
Другой вопрос - живучесть. Ведь у самолетов с 2-мя двигателями имеется возможность дотянуть до аэродрома, даже если один выйдет из строя.
" Американцы не боятся летать на F-35, так как уверены, Что он " невидимый ", - подчеркивает специалист.- Опасность Для F-35 существует только в государствах, располагающих комплексами ПВО, способными Его наблюдать. А Это Всего несколько стран: ЗРС С-400 Есть у России и тех, кому мы поставили эти системы, - у Китая, Индии и Турции. В других местах " молниям " бояться нечего ".
Заслуженный военный летчик России Владимир Попов тоже уверен, Что выбор однодвигательной схемы обусловлен в большинстве своем экономическими причинами.
" в интенсивных боевых действиях, когда работают мощная система ПВО и авиация противника, Истребитель выполняет пять, максимум десять боевых вылетов. Затем либо уходит в ремонт из-за средств поражения, либо Его сбивают. Терять дорогостоящие тяжелые самолеты слишком накладно ", - указывает генерал.
по Его видению, какая бы то ни было важная военная держава должна обладать технологиями создания недорогих однодвигательных самолетов, чтобы в случае внешней опасности быстро наладить их массовое производство.
Компоновка с одним двигателем довольно популярна в мире - Это и американские F-16 и F-35, и шведский JAS 39 Gripen, и китайский J-10. Однако самых яркий пример и образец результативного использования подобных машин - советский МиГ-21, самых массовый и один из наиболее воюющих сверхзвуковых истребителей, принявший участие на практике во всех больших военных конфликтах второй половины предшествующего века.
Его разработали Под конец 1950-х. Тогда ВВС потребовался Легкий скоростной самолет, способный перехватывать бомбардировщики и противостоять истребителям противника. Восьмитонный " МиГ " предназначался Для боевых действий над линией фронта на маленьком удалении от аэродрома размещения. Вооружение: управляемые и неуправляемые ракеты на 4-х точках подвески и 23-миллиметровая пушка.
Боевое крещение МиГ-21 получил по Вьетнаме. Тут Его главным противником высказался американский F-4 Phantom - не менее мощный и тяжелый двухдвигательный 20-тонный Истребитель превосходил советскую машину по дальности полета и вооружению. Так или иначе за годы войны в боях с " двадцать первыми " США потеряли не менее сотни " Фантомов "." МиГи " выигрывали за счет скорости и маневренности в воздухе. По советским данным, во Вьетнаме потери " МиГов " - порядка 60 единиц.
в 1967-м в Шестидневной войне между арабской коалицией и Израилем " МиГи " сражались в " Миражами ". Египетские летчики смогли ликвидировать только около десяти самолетов противника, потеряв При этом 19 машин. У Израиля было полное превосходство в воздухе - на практике весь парк ВВС Египта разгромили на земле, боеспособны были лишь несколько эскадрилий. К тому же уровень подготовки арабских пилотов оставлял желать лучшего.
Потом " двадцать первые " воевали в Афганистане, Ливии, Югославии, Анголе, на границе Индии и Пакистана. Всего с конвейера сошло не менее одиннадцать тыс. МиГ-21 и Его иностранных копий. Истребитель стоял на вооружении не менее пятидесяти государств.