Запад использует ООН для продавливания контрпродуктивных решений, сообщила уполномоченный МИД Мария Захарова. Так она прокомментировала 77-ю сессию Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке, которая уже ознаменовалась безобразием - США затянули выдачу виз российским дипломатам. Помимо этого, американцы напирают на радикальных реформах организации. К чему они приведут - в материале Ласт Ньюс .
резиденция посла России в столице США 17 августа запросило у государственного департамента США визы для делегации, а Так же среди них для министра зарубежных дел Сергея Лаврова. Спустя месяц документы Еще не были готовы. Сколько-нибудь внятного ответа от Америки сотрудники внешнеполитического ведомства тоже не получили.
вчера открытия Генассамблеи 13 сентября начальник правовой референтуры постоянного представительства России При ООН Сергей Леонидченко сказал, что Москва рассматривает ответные шаги.
" Единственный вариант реального решения вопросов с систематическим сознательным невыполнением США международно-правовых обязательств - Это незамедлительный запуск генеральным секретарем (Антониу Гутерришем.- Прим. Ред.) арбитражной процедуры, предусмотренной разделом 21 договора о центральных учреждениях ", - обратил внимание дипломат.
Так или иначе покуда до крайних мер не дошло - делегация России получила визы в последний момент. Предполагают, что Лавров выступит во время " недели большого уровня " 24 сентября.
Одной из главных интриг сессии остаются заявления президента США Джо Байдена и госсекретаря Энтони Блинкена. Как заявила американский постпред При ООН Линда Томас-Гринфилд, Вашингтон желает реформировать организацию.
" Мы имеют планы широко обсудить общую ответственность и обязательства отдельных государств во время Устава ООН, включая весьма важные вопросы о реформе Совбеза и иных институтов ", - уточнила она.
по всей видимости, обсуждать будут использование права вето постоянными членами Совета Безопасности.
Еще в апреле ГА проголосовала за резолюцию по рассматриваемому вопросу. Правом вето обладают пять бессменных членов - Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Так Как именно Совет выносит принципиальные решения, возможность их блокировки всего Одной страной вызывает недовольство у недружественных для столицы России стран, неспособных продвигать свою повестку.
Принятый Весной документ предполагает, что Генассамблея может потребовать от постоянного члена, наложившего вето, разъяснений. До сих пор такую процедуру ни разу не проводили.
Ситуацию осложняет и То, что решения ГА носят лишь рекомендательный характер. Потому неудивительно стремление Байдена и Блинкена снова поднять вопрос. При этом Вашингтон официально признавал: невозможно лишить права вето ни Российскую Федерацию, ни любого иного члена СБ.
Как уточнил в разговоре с Ласт Ньюс директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин, американская сторона, Возможно, предложит сделать шире количество бессменных членов Совета Безопасности." К примеру, за счет Индии, Бразилии, Австралии или Японии - амбициозных и весомых стран. Это по расчетам " разбавит " абсолютное право вето - одного голоса уже будет недостаточно для блокировки. Проблема в том, что в итоге надобно пересмотреть Устав ООН, а Это требует согласия всех членов организации. Консенсуса, само собой, ждать не стоит ".
При этом, считает специалист, какие-То изменения все же назрели, и стремление реформ понятно." Постоянные члены не То что злоупотребляют Правом вето, Но бывает просто применяют его в пику оппонентам. Решение в сих условиях принять невозможно. Все равно Совбез становится просто " говорильней ", - указывает Топорнин.
конфуз с выдачей виз российской делегации также обозначил необходимость реформ. По данным бывшего заместителя генерального секретаря ООН Сергея Орджоникидзе, поведение столицы США - неприкрытое нарушение обязательств.
Согласно договору между США и ООН от 1947-го, напомнил Он, американцы обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ глав делегаций и работников, представляющих страны - члены организации, на свою территорию." Задержка виз - Это пропагандистский шаг, в нем никакого политического смысла, Как и юридических оснований ", - комментирует дипломат. То же самое имел в виду и Сергей Леонидченко, говоря о надобности созыва третейского суда по требованию генерального секретаря.
К тому же ситуация повторяется. Весной, несмотря на пожелания России, Гутерриш также не созвал арбитраж из-за проволочек с визами для российских дипломатов. Захарова сообщила тогда, что акции США - результат " попустительства от Как самого генсекретаря ООН, Так и ооновского секретариата, покорно играющих роль статистов перед лицом творящегося беспредела ".
Однако, считает Топорнин, решить визовую проблему будет непросто. США апеллируют К тому, что не имеют возможность допускать на свою территорию подсанкционных лиц, включая Лаврова." Гутерриш сам обязан записаться К Байдену или хотя бы Блинкену на этот счет. Может быть, потребуются дополнительные Консенсуса ", - рассуждает специалист.
Орджоникидзе уверен, что генеральный секретарь ООН не собирает арбитраж, Так Как размещается под давлением США: " Он - уполномоченный государства НАТО, был премьером Португалии, американского союзника. Само собой, Гутерриш всегда в допустимых рамках будет занимать позицию столицы США - Даже без откровенных проамериканских высказываний ".
со своей стороны, руководитель отдела государственной думы по интернациональным делам Леонид Слуцкий не исключил переноса штаб-квартиры ООН. Впрочем, по отзывам Топорнина, такое вряд ли случится: " в Женеве уже есть крупное отделение. Но, во-первых, принимающая страна должна согласиться разместить у себя штаб-квартиру. Во-вторых, непонятно, кто будет оплачивать за содержание инфраструктуры. Это ведь колоссальные территории, огромные здания, множество работников, своего рода " государство в государстве ".
Как будто бы То ни было, специалисты сходятся в том, что положение беспрецедентная." Даже в советские времена подобных вопросов не возникало ", - подчеркивает Орджоникидзе. По этой причине уже в настоящее время Ясно, что " кризисная " 77-я сессия Генеральной Ассамблеи станет началом пересмотра привычного мирового порядка.