Способность России остаться глобальным поставщиком энергоресурсов в будущем, а также та сила, которую дает Кремлю российский энергетический сектор, сегодня вызывают все большие сомнения.
После десяти лет активного экспорта энергоресурсов и получения крупных доходов Россия сокращает цены на поставляемый в Европу газ, а прогнозы по доходам ее энергетического гиганта "Газпрома" с начала этого года идут на убыль.
Россия обладает крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа и периодически сменяет Саудовскую Аравию во главе списка ведущих нефтедобывающих стран. Эта страна на треть обеспечивает европейские потребности в нефти и газе, и начинает наращивать экспорт на рынки Восточной Азии, испытывающие энергетический голод. Энергетический сектор для Москвы - это нечто большее, чем простой коммерческий актив. Он на протяжении века с лишним является одной из основ стабилизации России и источником ее усиливающейся мощи. Кремль назвал энергетическую безопасность главной составляющей национальной безопасности России, особенно в связи с тем, что недавние изменения общемировых и внутренних тенденций бросили тень сомнения на силу и прочность энергетического сектора.
Российский энергетический сектор то усиливался, то ослабевал на всем протяжении истории страны. Управление этим циклом было поставлено во главу угла российской внутренней и внешней политики еще в царские времена. А теперь это историческое бремя легло на плечи режима Владимира Путина.
Российские императивы и энергетический фактор
Россия в своей основе уязвимая страна, поскольку она окружена другими великими державами, а ее границы не очень удобны для обороны. Кроме того, Россия обладает огромной, в основном неприветливой и унылой территорией, населенной различными этническими группами, которые издавна не в ладах с центральной властью Москвы. В связи с этим она сталкивается с острой необходимостью сохранять свою целостность как государство и укреплять свои позиции как региональная держава. Во-первых, Россия должна консолидировать свое общество под единой властью. Во-вторых, ей необходимо распространять свою власть на ближайшее географическое окружение для создания буферных зон в качестве защиты от других держав. (Формирование Советского Союза - это наглядный пример такого императива в действии.) И наконец, она должна умело использовать свои природные ресурсы для обеспечения равновесия с великими державами, находящимися за пределами ее периферии.
Для достижения этих целей Россия на протяжении всей своей истории использовала самые разные средства, от экспорта сельскохозяйственной продукции до откровенных военных захватов и запугивания. С конца 1800-х годов Россия включила национальные энергоресурсы в инвентарь важных средств для достижения своих главных стратегических целей. К середине ХХ века российский энергетический сектор превратился в одну из главных основ ее экономической и политической мощи.
Доходы от экспорта нефти и газа показывают, как энергетический сектор позволил Кремлю сплотить страну. Доходы от экспорта энергоресурсов начали поступать в казну Российской империи в конце 1800-х годов. Экспортная выручка от продажи нефти составляла в то время 7% от общего объема поступлений по экспорту. В конце 1920-х годов, то есть, на раннем этапе существования Советского Союза, этот показатель вырос до 14%. А к 1950-м годам государственный бюджет уже наполовину пополнялся за счет энергетических доходов. Такой приток капитала был и остается важным инструментом, помогающим России наращивать военную и промышленную базу, необходимую для сохранения статуса если не мировой, то хотя бы региональной державы. Тем не менее, поскольку российское государство попало в зависимость от энергоресурсов, эти доходы делают его крайне уязвимым.
Кроме обеспечения экспортных поступлений, энергетический сектор способствует созданию и сохранению внутренне стабильного и индустриализованного государства. Внутреннее потребление энергии в России огромно, что объясняется очень холодной погодой, сохраняющейся большую часть года. Но несмотря на неэффективность энергетического сектора, большие потери энергии и высокие затраты на ее производство, внутренние резервы страны позволяют Москве сохранять низкие цены на энергию для своих граждан и тех предприятий, где они работают.
Энергетический сектор также усиливает возможности России по распространению своего влияния на ближайших соседей. Москва по-разному использует свои энергоресурсы в качестве рычага давления на буферные государства. Здесь и контроль над добычей энергоресурсов в регионах (который прежде существовал на нефтяных месторождениях в Азербайджане и Казахстане), и поставки энергоресурсов со скидкой в соседние страны, и контроль над их энергетической транспортной инфраструктурой. Аналогичную стратегию Россия применяет и при построении отношений за пределами постсоветского пространства. Например, эта страна является одним из двух главных поставщиков энергоресурсов в Европу, и к тому же это единственный европейский поставщик, обладающий крупными запасами нефти и газа, и издавна продающий их по низким ценам. Физическая связка России с Европой и ее способность занижать цены, вытесняя любых конкурентов, стали основой ее взаимоотношений со многими европейскими странами.
Эволюция российской энергетической стратегии
Полезность энергоресурсов как средства достижения трех главных целей России со временем менялась, потому что России приходилось корректировать свою стратегию, исходя из сдвигов во внутренней и мировой ситуации. Преимущество Москвы состоит в ее гибкости при управлении энергетическим сектором.
Важность российской энергодобывающей отрасли была доказана в конце 1800-х годов, когда монархия увидела огромный потенциал укрепления Российской империи, состоявший в крупномасштабном развитии энергетического сектора. Однако у империи не было ни техники, ни капитала для создания отечественной энергодобывающей отрасли. Монархия нашла решение, сняв часть ограничений на иностранные инвестиции и пригласив европейские и американские компании разрабатывать нефтяные месторождения в Баку и в Поволжье. Начался непродолжительный период потепления в отношениях между Российской империей и многими ее западными партнерами, в частности, с Великобританией, Францией и Соединенными Штатами. Все стороны вскоре поняли: единственный способ сделать российский нефтяной бизнес высокодоходным, несмотря на высокие затраты, связанные с суровым климатом и огромными расстояниями, состоит в наращивании добычи. На рубеже веков Российская империя добывала 31% от общемирового объема экспорта.
По мере повышения важности российского энергетического сектора стало понятно, что на него оказывает огромное воздействие внутренняя стабильность России. Большевики в начале ХХ века использовали энергетический сектор в своих попытках свергнуть монархию. Нефтедобывающие регионы были главными центрами деятельности большевиков, потому что добывающая отрасль являлась одной из немногих, где рабочие были хорошо организованы. Кроме того, большевики пользовались сетью железных дорог, по которым перевозили нефть, чтобы распространять пропагандистские материалы по стране и за рубежом. В 1904 году, когда империя жестоко подавила восстание в Санкт-Петербурге, протестующие из числа большевиков подожгли нефтяные промыслы в Баку. Это привело к сокращению российского нефтяного экспорта на две трети. Москва и зарубежные рынки осознали, насколько сильно нефтяной экспорт из России зависит от ее внутренней стабильности.
Современная российская энергетическая стратегия начала формироваться после окончания Второй мировой войны. Когда Советский Союз стал одним из двух мировых гегемонов, возвышающимся над расколотой Европой, Москва посчитала, что теперь ничто не может ей помешать установить свое господство в области мировой энергетики. В период с 1950-х по 1960-е годы добыча нефти в СССР удвоилась, и Советский Союз вновь стал вторым в мире нефтедобывающим государством и главным поставщиком этого топлива в Восточную и Западную Европу. Доходы от нефтяного экспорта снова составили почти половину от общего объема экспорта из СССР.
Поскольку Советский Союз добывал нефть в огромных количествах, а стоимость рабочей силы при советской системе была низкой, Россия могла продавать свою нефть по ценам, которые были почти на 50% ниже ближневосточных. Продавая нефть по сниженным ценам в страны советского блока, а затем и в Западную Европу, Москва ослабляла западные режимы и усиливала свои позиции на собственной периферии. ЦРУ назвало такую стратегию советским экономическим наступлением. Советам важнее было не зарабатывать деньги (хотя деньги они тоже зарабатывали), а формировать сферу своего влияния, ослабляя Запад. Такая стратегия влекла за собой немалые издержки, поскольку Москва получала меньше доходов, чем могла, а нефть добывала неэффективно, быстро истощая свои месторождения.
В 1970-е годы цены на нефть выросли до небес из-за череды кризисов, произошедших в основном на Ближнем Востоке. В то же время, Россия уже начала ощущать, насколько трудно ей держать на своих плечах огромный Советский Союз. Режим советского лидера Леонида Брежнева встал перед выбором: воспользоваться высокими мировыми ценами, поднять их для Восточной Европы и получить экономическую выгоду, или продолжать субсидировать восточный блок, привязывая его к Москве и не давая ему думать о других источниках энергоресурсов. То был выбор между двумя непреложными обязанностями: поддержание внутренней стабильности в СССР и сохранение буферной зоны. В итоге Москва решила отстаивать свои интересы и в 1975 году подняла цены на нефть своим покупателям. Далее она поднимала их в соответствии с ростом цен на мировых рынках. К 1976 году нефтяные цены в восточном блоке выросли почти в два раза. Они остались ниже мировых, но поднялись достаточно высоко, чтобы заставить некоторые страны блока взять кредиты.
Советы до середины 1980-х годов старались поддерживать высокий уровень доходов от продажи энергоресурсов. В этот период за счет таких продаж СССР получал почти половину валютной выручки. Но в середине 1980-х Советы получили двойной удар, когда цены на нефть резко упали, и Запад ввел эмбарго на советскую нефть, из-за чего рынки заполнила своим топливом Саудовская Аравия. Более того, Советский Союз существенно отставал от Запада по технологиям, особенно в энергетике и сельском хозяйстве. В ответ, начиная с 1985 года, Советский Союз начал переходить к рыночной экономике в области энергоресурсов, поднял цены для стран восточного блока, потребовал платить за топливо твердой валютой и позволил иностранным компаниям вернуться в свой энергетический сектор.
Но изменения в российской стратегии оказались неглубокими и запоздалыми. С их помощью не удалось предотвратить распад Советского Союза. На протяжении десятилетия, наступившего после развала советского блока, энергетическая отрасль России находилась в состоянии хаоса. Начатая при Михаиле Горбачеве в 1980-е годы энергетическая либерализация приняла экстремальные формы, когда в 1990-е годы страной правил Ельцин. В результате добыча сократилась наполовину, а российский энергетический сектор поделили между собой иностранные корпорации и усиливавшийся в то время класс олигархов России.
Ситуация изменилась в 2000 году, когда к власти пришел Владимир Путин. Одной из первых задач в повестке Путина в рамках стабилизации страны стала консолидация энергетического сектора под контролем государства. Это означало радикальные изменения в либеральной политике, начатой двумя десятилетиями ранее. Правительство по сути дела национализировало большую часть энергетического сектора, отдав его под контроль трем государственным колоссам: Газпрому, Роснефти и Транснефти. Кремль начал более агрессивно вести переговоры при заключении контрактов на поставку с бывшими советскими республиками и с Европой. Он вынуждал их закупать большие объемы по чрезвычайно высоким ценам, потому что у этих покупателей не было альтернативных поставок. Кремль также начал перекрывать поставки на некоторые рынки, пытаясь таким образом оказывать влияние на другие политические переговоры. При этом вину за прекращение поставок он возлагал на создающие проблемы транзитные государства, такие как Украина.
|