Запуск спутника "Глонасс" с Плесецка планируется в середине мая
Мюллер завершил расследование "российского дела"
На Украине оценили поездку кандидата в президенты в Москву
МИД предостерег США от испытаний новой зенитной ракеты
США заявили о полном освобождении Сирии от ИГ*
Кандидат в президенты Украины обсудил с Медведевым способ сохранить транзит...
В Совете Европы заявили о необходимости сохранить членство России в организации...
Загитова завоевала золото на чемпионате мира
В Кремле отреагировали на слова Трампа по Голанским высотам
Украинца Павла Гриба приговорили к шести годам колонии за содействие терроризму...
Запуск спутника "Глонасс" с Плесецка планируется в середине маяЗапуск спутника "Глонасс" с Плесецка планируется в середине мая
Власти Крыма оценили ущерб от пребывания в составе УкраиныВласти Крыма оценили ущерб от пребывания в составе Украины
Совфед одобрил законы о борьбе с фейками и оскорблением государстваСовфед одобрил законы о борьбе с фейками и оскорблением государства
Открыта трасса для запуска кораблей к МКС с космодрома "Восточный"Открыта трасса для запуска кораблей к МКС с космодрома "Восточный"
Корабль "Союз МС-12" с экипажем стартовал к МКСКорабль "Союз МС-12" с экипажем стартовал к МКС
В Белграде протестующие прорвались к президентскому дворцуВ Белграде протестующие прорвались к президентскому дворцу
Стрелок из Новой Зеландии планировал продолжить атакуСтрелок из Новой Зеландии планировал продолжить атаку
Мэр Клинцов заплатил 450 тысяч рублей за поездку детей чиновников в ТурциюМэр Клинцов заплатил 450 тысяч рублей за поездку детей чиновников в Турцию...

Земные бактерии способны существовать на спутнике Юпитера

Новости науки и техники: Земные бактерии способны существовать на спутнике Юпитера
Пока еще ученые не получили реальных доказательств того, что где-то в космическом пространстве может существовать жизнь.

Зато исследователям из Аргентины и Бразилии недавно удалось выяснить, что некоторые виды земных микроорганизмов способны существовать на Европе - спутнике Юпитера. Правда, речь идет лишь о так называемых бактериях-экстремофилах.

Экстремофилами называют микроорганизмы, способные адаптироваться к самым экстремальным условиям окружающей среды. Например, они могут жить в жерлах вулканов, в очень загазованной атмосфере, при сверхвысоких или сверхнизких температурах, при повышенной радиации, в растворах с повышенной концентрацией соли.

Довольно распространена также гипотеза о переносе форм космической жизни на поверхности метеоритов и астероидов. Считается, что таким образом могла быть занесена жизнь и на Землю. Но ясно, что для того, чтобы выжить в чуждых условиях, живые организмы должны обладать особенностями, позволяющими им приспосабливаться к новой окружающей среде.

Для эксперимента, проводившегося в Бразильской лаборатории синхротронного света, были взяты археи Natrialba magadii, Haloferax volcanii и бактерии Deinococcus radiodurans. Ученые собирались выяснить, насколько хорошо эти микроорганизмы способны перенести космический перелет (скажем, на астероиде), а также нахождение на поверхности небесного тела.

Для этого они поместили микроорганизмы в виде тонких пленок в камеру, внутри которой были смоделированы условия, аналогичные тем, что существуют на Европе. Европу, открытую в 1610 году Галилео Галилеем, называют также иногда Юпитером II. Она является шестым спутником планеты Юпитер и одним из самых крупных спутников Солнечной системы (ее диаметр чуть больше 3 100 километров). Тело состоит в основном из силикатных пород, а в его центре, скорее всего, находится железное ядро. Поверхность его покрыта гладким ледяным панцирем толщиной 10-30 километров, в котором кое-где виднеются трещины и разломы.

Ученые на основании данных, полученных космическими аппаратами "Вояджер" и "Галилео", выдвинули предположение, что подо льдом может лежать океан жидкой воды, в котором, возможно, присутствуют какие-то формы микрожизни. Температура поверхности Европы составляет 150-190 градусов ниже нуля по Цельсию. На поверхности наблюдается высокий уровень радиации (около 5400 миллизивертов) в день, поскольку орбита спутника проходит через радиационный пояс Юпитера.

В 1997 году "Галилео" подтвердил наличие на юпитерианском спутнике разреженной ионосферы, созданной солнечной радиацией и заряженными частицами, попадающими сюда из магнитосферы Юпитера, а следовательно, можно говорить о существовании здесь атмосферы. Основным ее элементом является кислород, но, в отличие от земного, он не биологического происхождения, а формируется посредством радиолиза (так называют процесс разложения молекул под воздействием радиации).

Выглядит это следующим образом. Солнечный ультрафиолет и заряженные частицы от магнитосферы Юпитера, сталкиваясь с ледяной поверхностью спутника, расщепляют воду на кислород и водород, которые, адсорбируясь, "распыляются" в пространство, а затем под воздействием радиации покидают поверхность. Эти два сбалансированных процесса и способствуют формированию на Европе атмосферы.

Итак, чтобы максимально приблизить экспериментальные условия к реальным, существующим на Европе, ученые позаботились о создании внутри камеры крайне разреженной атмосферы, а кроме того, подвергли ее "обитателей" воздействию ультрафиолетового излучения. В результате H. volcanii полностью погибли, из N. magadii выжили около 0,1 процента, а из D. radiodurans - примерно од ин процент.

Однако некоторое количество уцелевших бактерий еще ничего не доказывает. Во-первых, эксперимент проводился в лабораторных условиях, которые могут все-таки отличаться от реальных.

Во-вторых, он длился всего три часа, тогда как реальный полет астероида от одной планеты до другой может продолжаться миллионы лет, и не факт, что за это время все микроорганизмы не погибнут. Так что данный опыт опять же не доказывает возможности жизни на других планетах. Но он может иметь прикладное значение.

Например, способствовать решению проблемы стерилизации космических аппаратов. Сейчас как раз готовится к старту марсоход MSL NASA, а в 2018 году NASA и ESA планируют запуск совместного проекта под названием ExoMars. Вышеописанные исследования могут помочь избежать нежелательного заражения других планет, в частности, Марса земными бактериями.

Открыта трасса для запуска кораблей к МКС с космодрома "Восточный"